АКТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Истоки терроризма теряются в глубине тысячелетий, но только в XXI веке он стал феноменом глобального масштаба. Потенциал терроризма возрастает из года в год. Целые регионы мира стали очагами террористической деятельности, которая в некоторых из них тяготеет к превращению из конфликтов «малой интенсивности» в полномасштабные военные конфликты. Сегодня терроризм перестал быть уделом одиночек и разрозненных незначительных групп единомышленников. По оценкам специалистов, сейчас в мире насчитывается более 500 террористических организаций, возможный бюджет которых составляет более 20 млрд. долл. США.

Вопросы борьбы с терроризмом приобрели в современном обществе особую актуальность. Многие страны самое пристальное внимание уделяют проблеме борьбы с террором и его предупреждению. Приняты специальные законы «О предупреждении терроризма» (Великобритания, 1974 г., с дополнениями уголовной ответственности за финансирование, недонесение, укрывательство лиц, обвиняемых в терроризме, 1976 г.); «О борьбе с терроризмом» (Германия, 1986 г.); «О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность» (Франция, 1986 г.); «О борьбе с терроризмом и применении смертной казни» (США, 1996 г.).
Во Франции по Закону 1990 г. терроризм определяется не как обычное преступление, а как новая форма гражданской войны. Пострадавшие от терроризма приравниваются к жертвам войны.

Терроризм сегодня - это мощнейшее оружие, инструмент, используемый не только в борьбе против Власти, но очень часто - и самой Властью для достижения своих целей.
Начиная с 2001 г. в большинстве зарубежных стран постоянно совершенствуется законодательство по вопросам противодействия терроризму.
И Россия - не исключение. Проблема борьбы с терроризмом в Российской Федерации сегодня превратилась в одну из первоочередных задач общества.

Терроризм, будучи, по сути своей сложным социально-политическим явлением, аккумулирует в себе социально-психологические противоречия, достигшие в нашем обществе конфликтного уровня. Так, по количеству насильственных акций с использованием огнестрельного оружия, разного рода взрывных или зажигательных устройств или угроз их применения, захватов заложников, транспортных средств и средств вооружения, попыток ядерного шантажа и угроз применения компонентов химического и биологического оружия мы имеем реальные шансы превзойти уровень подобного рода террористических акций, зарегистрированных сегодня в мире.

В настоящее время существуют 12 универсальных конвенций по борьбе с терроризмом и 7 региональных. С принятием нового Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» наше государство в лице ряда органов государственного управления, таких как ФСБ, МВД  приняло на себя определенные обязательства в связи с ратификацией международных договоров и требований последних антитеррористических резолюций Совета Безопасности ООН.
При этом особое внимание уделялось соблюдению прав и свобод человека и гражданина, закрепленных как во Всеобщей декларации прав человека ООН (1948 г.), так и в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.).

В качестве факторов, осложняющих борьбу с терроризмом, можно выделить:
- слабую работу российских правоохранительных, государственных и общественных органов по защите безопасности граждан и, как следствие, падение авторитета государственной власти и закона, веры в способность и возможность каких-либо позитивных изменений в российском обществе; издержки российской правовой базы, недостаточная степень участия всех заинтересованных органов в борьбе с терроризмом, отсутствие должного уровня координации и взаимодействия в этой сфере, а также в вопросах предупреждения и профилактики этого явления;
- закрепление в массовом сознании отдельных слоев населения (национальные общины, политизированные и конфессиональные объединения) насилия как эффективного, допустимого и целесообразного средства достижения тех или иных целей;
- утрату многими россиянами идеологических и духовных жизненных ориентиров, низкий уровень политической культуры в обществе, чему, в свою очередь, способствует активная пропаганда в СМИ культа ненависти, жестокости и силы (на книжных прилавках можно приобрести любую литературу: от практического пособия по подготовке спецназа до «Поваренной книги анархиста», где описывается, как изготовить СВУ или глушитель на пистолет, а с помощью кино и телевидения можно подробно ознакомиться со способами их применения);
- ослабление административно-правовых режимов в ряде субъектов России и, как следствие, их низкую эффективность в предупреждении террористических проявлений;
- деятельность в Российской Федерации ряда экстремистских группировок, создание некоторыми из них специфических инструментов политической борьбы, незаконных военизированных и вооруженных формирований;
- наличие в РФ большого нелегального «рынка» оружия и относительную легкость его приобретения и переброски во взрывоопасные регионы страны. (Если в 1988 г. в СССР в розыске находились лишь 279 единиц огнестрельного оружия, то общее число всех видов огнестрельного оружия, оказавшегося у населения СССР в момент его распада, составляло около 10 млн. единиц.);
- наличие значительного контингента лиц, получивших хорошую армейскую подготовку в «горячих точках», их низкую социальную адаптацию в современном российском обществе;
- рост масштабов нелегальной миграции, отсутствие надежного контроля  за  въездом и выездом граждан из России, а также сохраняющуюся прозрачность ее границ.

Ежегодно в Россию по различным каналам въезжают более 21 млн. иностранных граждан, из них свыше 3 млн. человек оседают в стране. Зарубежные исламские центры рассматривают национальные диаспоры как социальную базу для укрепления политического и экономического влияния и используют незаконных мигрантов в качестве проводников радикального ислама и сепаратистских настроений. Как показывает практика, значительную массу мигрантов составляют иностранные граждане из регионов со сложной социально-политической обстановкой, в том числе лица, прошедшие «горячие точки». По некоторым данным, на территории России находятся более 1,5 млн. иностранцев, правовой статус которых требует уточнения, и 3,5 млн. иностранцев, занимающихся незаконной трудовой деятельностью.

Перечисленные негативные факторы, создающие реальные проблемы для организации борьбы с террористическими проявлениями на территории России, не являются исчерпывающими. Это и есть следствие  недостаточной эффективности правоохранительных, административно-правовых мер по противодействию терроризму.

Однако выделение хотя бы отдельных из них должно существенно помочь представителям государственных органов власти и управления в вопросах организации противодействия и профилактики терроризма.

Николай Янковский, политолог