Флеш-мобы в Интернете - развлечение или угроза общественной безопасности?

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

В последнее время множество популярных явлений перекочевало из реальной жизни в Интернет, прочно обосновалось там, став частью виртуальной культуры. Одним из таких явлений стал флешмоб. Изначально флешмо́б был заранее спланированной массовой акцией, в которой группа людей внезапно появляется в общественном месте, где в течение нескольких минут с серьёзным видом выполняют заранее оговорённые действия абсурдного содержания, после чего расходятся как ни в чём не бывало.

По сути, это представление, рассчитанное на случайных зрителей, у которых возникают смешанные чувства и ощущение собственного помешательства.

Классический флешмоб всегда находится вне религии, вне политики и вне экономики, и не может использован в корыстных целях. Правила флешмоба: мнимая спонтанность, случайный набор участников, точное следование сценарию. Собственно, виртуальный флешмоб перенял все эти черты, приправив классический рецепт интерактивностью, анонимностью и значительно упростив процесс организации мобберов.

Каким еще образом можно собрать совершенно незнакомых людей в одном месте для совершения абсурдных действий? Конечно же, с помощью Интернета.

Первый российский флешмоб прошел 16 августа 2003 года в ГУМе, когда в центре зала у фонтана толпа людей стала ходить по кругу, а зачем хлопать в ладоши. Однако со временем, виртуальное пространство стало не только средством коммуникации, но и ареной действий.

А вот в Интернете самым известным флешмобом в истории его российской части стало противостояние некоего Сереги и Нагатинского ЗАГСА города Москвы. Началось все с того, что 15-го марта 2007 года на сайте Фишки.Нет в разделе Всячина было опубликовано объявление: «Уважаемый администратор сайта! Прошу Вас и весь рунет помочь мне. У меня какая история, 3-ри месяца назад в Нагатинском ЗАГСЕ поменяли номер телефона и во всех справочниках ЗАГС указал номер моего телефона, разница только в наборе. И теперь все страждущие закрепить свои узы брака звонят мне, надоело. Звонил в ЗАГС там Директриса вообще нахамила и послала меня куда подальше, и посоветовала за свой счет сменить номер. Так вот что я хочу предложить: Все пользователи рунета наберут номер (499) 618-27-8x (только Москва) именно с кодом (499) И спросят "Сергея" или еще что-нибудь. Просто хочу, чтобы ЗАГС достали также как и он меня. С уважением Сергей.» На следующий день ЗАГС засыпали звонками с просьбой позвать Серегу, а сам флешмоб обзавелся сайтом 618-27-83.ru, на котором можно найти его историю и выдержки из телефонных разговоров мобберов. Несколько дней после размещения сообщения ЗАГС буквально атаковали тысячи абонентов из самых разных уголков мира, жаждущих услышать Сергея. Рассуждать о том, насколько этичной была парализация работы государственного учреждения, русскоязычное коммюнити продолжает и по сей день: юристы видят в этом конкретном флешмобе состав преступления, а киберанархисты – очередной этап борьбы непонятно за что. Благо, финал у этой истории выдался не трагичный: и ЗАГСу, и пресловутому Сереге сменили телефонные номера прежде, чем в проблему открыто вмешалась милиция.

Другим нашумевшим флешмобом стало массовое голосование рунетчиков в опросах на сайте BBC Russian. Пользователи Сети рассылали друг другу сообщения с просьбой зайти и проголосовать за самый нелепый вариант ответа. Причиной послужило появление абсурдного опроса «Вы часто пьете одеколон?», прикрепленного к статье о смертях в России из-за употребления одеколонов. Благодаря стараниям мобберов 90% ответов выпало на вариант «Регулярно». Несмотря на обнуление голосования в процессе флешмоба, рунетчики все-таки добились своего. Далее следовали аналогичные акции в опросах «Употребляете ли Вы крысиное мясо?», «Пользуетесь ли Вы туалетной бумагой?» и «Мечтали ли Вы когда-нибудь стать разведчиком?». В итоге, получилось, что среднестатистический интернетчик пьет одеколон, закусывает крысиным мясом, не пользуется туалетной бумагой и работает разведчиком. Этот флешмоб породил целое движение под названием «А ты испортил статистику Би-би-си?».

Кстати, это был не последний случай шалостей с опросами. Не так давно атаке мобберов подверглись онлайновые выборы Патриарха всея Руси, устроенные на сайте zapatriarha.ru. Пользователи Интернета массово проголосовали за митрополита Токийского и всей Японии Даниила. Прискорбно, но создатели сайта обнуляли результаты опроса, а затем вовсе окрестили Даниила «объектом хакерской (!) атаки» и исключили из голосования. Тогда рунетчики принялись голосовать за Митрополита Аргентинского и Южноамериканского Платона. Смирившись с деятельностью мобберов, администрация вернула Даниила в голосование – правда, выведя «за скобки». По самым-самым итоговым результатам опроса, победителем стал избранный Патриархом митрополит Кирилл, неизвестными силами в конце концов обогнавший объект флешмоба аж на целых два процента (при перманентном громадном отставании). Выходит, что божественное провидение таки сильнее, чем несколько десятков тысяч активно кликающих мышкой интернетчиков.

Своеобразным флешмобом является создание шуточных картинок, так называемых «фотожаб» (название происходит от «фотошопа»), на определенную тему. Подобным арт-нападениям подвергался Антон Уральский, у которого «не было ни единого разрыва» в его знаменитом диалоге с техподдержкой Стрима, также Дима Билан во времена победы на Евровидении и многое другое.

Весьма популярными пару лет назад были флешмобы в блогах, когда пользователи помещали в своих дневниках одинаковые сообщения. Чаще всего это были анкеты, мини-игры или призывы к совершению каких-либо действий. К сожалению, все эти забавные и интересные вещи породили совсем не милое и весьма раздражающее движение «писем счастья», с текстом и требованием разослать его энному количеству пользователей, иначе «в вашей жизни случится нечто ужасное». Со временем подобный «счастливый бессмысленный спам» прочно обосновался в блогах и аське, помогая пользователям пополнять свои игнор-листы.

В Китае развился весьма опасный вид флешмоба – массовое киберпреследование, когда всем Интернетом пытаются довести определенного человека, выбранного жертвой. Такая акция уже не является развлечением, а вполне тянет на уголовное дело. Впрочем, киберпреследование – отдельная тема, которой касается соответствующий раздел Национального Узла.

В любом случае, само по себе явление флешмоба не несет в себе опасности, если использовать его сугубо в мирных развлекательных целях, не переходя на личности и хулиганство. Ибо флешмоб в своей классике – не только способ самовыражения, но и иногда способ обращения внимания на определенную проблему. И, конечно, благодаря флешмобам Интернет-культура русского сетевого сообщества обрела немало своеобразных «легенд», которые навсегда вошли в историю.

Статья взята с сайта: http://www.saferunet.ru

Обновлено ( 13.09.2010 11:56 )