ГЛАВНАЯ ОПАСНОСТЬ СОВРЕМЕННОСТИ – ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ

Печать
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Жизнь в современном мире, достаточно тяжела. В мире существует достаточно много глобальных проблем, например, экологических, проблема бедноты, а также мировая продовольственная проблема. Одна из страшнейших и наиболее опаснейших проблем всего мирового сообщества и для всего мира в целом это проблема экстремизма и терроризма.

 

Экстремизм представляет собой приверженность отдельных лиц, групп, организаций к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности. Это публичное оправдание терроризма и террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда превосходства либо неполноценности человека по признаку его принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; воспрепятствование законной деятельности государственных органов; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний.

Терроризм представляет собой многоплановую угрозу для жизненно важных интересов личности, общества и государства, одну из наиболее опасных разновидностей политического экстремизма. К сожалению, современный терроризм способен вести войну и участвовать в вооруженных конфликтах. Терроризм превратился в весьма прибыльный бизнес глобального масштаба с собственным капиталом. В настоящее время достаточно активно происходит территориальное расширение террористической деятельности, более того, она приобретает более ожесточенный и изощренный характер. Террористические акты стали бесчеловечными, неуправляемыми и не поддающимися объяснению. Необходимость борьбы с экстремизмом и его крайней формой ‒ террористическими актами, в том числе и международного уровня, длительное время является актуальной для российского государства и особенно для его правоохранительных органов и представляет реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

Терроризм становится опасной преградой для решения социальных, межнациональных, религиозных, международных конфликтов, свертывая все политические и правовые гарантии и парализуя отношения между государствами, народами, конфессиями, социальными группами, политическими партиями, общественными организациями. Террористы сотрудничают с международными сектантскими группировками и экстремистскими объединениями, ведя широкую пропаганду и развертывая информационную войну с использованием различных СМИ против представителей традиционных конфессий, подрывая доверие людей к ним. Террористы для совершения своих преступных деяний, как на международном, так и на национально-региональном уровнях, становятся все более подготовленными в ресурсном, тактическом, организационном, техническом, информационном аспектах. Акты терроризма в последние годы стали направляться на устрашение социума в целом. Данная проблема имеет собственную специфику, которая отличает ее от других общечеловеческих затруднений. Однако, проблема терроризма тесно взаимосвязана с большинством глобальных проблем современных международных отношений. Она может быть рассмотрена как одна из наиболее актуальных глобальных проблем наших дней. Цель насилия – добиться желательного для террористов развития событий – революции, дестабилизации общества, развязывания войны с иностранным государством, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти, политических уступок со стороны власти и т.д. Терроризм связан с более общим, родовым для него понятием террора. Террор – способ управления обществом посредством превентивного устрашения. К этому способу политического действия могут прибегать как государство, так и организации (или силы) ставящие перед собой политические цели. Сегодня «террор» трактуется как нелегитимное насилие со стороны государства по отношению к обществу в целом либо к диссидентам и оппозиции. «Терроризм» – практика нелегитимного насилия, реализуемая противостоящими государству силами и организациями. Обязательное условие терроризма – резонанс террористической акции в обществе. Терроризм принципиально публичен. Широкое распространение информации о теракте, превращение его в наиболее обсуждаемое событие представляет собой ключевой элемент тактики терроризма. Оставшийся незамеченным или засекреченный теракт утрачивает всякий смысл. Терроризм представляет собой наиболее опасный способ политической дестабилизации общества. Терроризм подрывает власть и разрушает политическую систему государства. В последнее время проблема международного терроризма превратилась в одну из острейших глобальных проблем современности, связанных со сферой международных отношений. Терроризм, а также его последствия являются одной из основных и наиболее опасных проблем, с которыми сталкивается современный мир.

Явление терроризма, его история, проявление и борьба с ним.

Сегодня в мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций. С 1968 по 1980 г. ими было совершено около 6700 террористических актов, в результате которых погибло 3668 и ранено 7474 человека. Беспрецедентный рост террористических актов пришелся на последнее десятилетие XX в. За десять лет совершено 6500 актов международного терроризма, от которых погибли 5 тыс. человек, пострадали более 11 тыс. человек. Жертвами террора оказались тысячи простых граждан в разных городах мира.

В настоящее время наблюдается рост общественной опасности терроризма как для международных отношений, так и для национальной безопасности, конституционного строя и прав граждан самых различных по своему уровню стран мира. Терроризм уже приобрел международный, глобальный характер. Еще сравнительно недавно о терроризме можно было говорить, как о локальном явлении. В 80-90-е гг. XX столетия он уже стал явлением мирового масштаба. Это объясняется расширением и глобализацией международных связей и взаимодействия в различных областях. Озабоченность мирового сообщества ростом террористической активности обусловлена многочисленностью жертв террористов и огромным материальным ущербом, наносимым террором. Ежегодно в различных уголках планеты в результате проведения террористических актов гибнут сотни и даже тысячи людей. Как правило, это мирные граждане, ставшие невольными заложниками чьей-то злой воли. В международном масштабе терроризм распространился как страшная эпидемия. Еще с одной специфической чертой глобальной проблемы международного терроризма является ее трудно прогнозируемость. Терроризм часто рассматривают как способ достижения целей на мировой арене и в международных отношениях, которые не могут быть осуществлены какими-либо иными методами. Проблема международного терроризма представляет реальную планетарного масштаба угрозу для мирового сообщества. Данная проблема имеет собственную специфику, которая отличает ее от других общечеловеческих затруднений.

В ряду политических экстремистских проявлений, в первую очередь, традиционно выделяют следующие: провокация беспорядков; ведение партизанской войны; террористические акции.

Распространению экстремизма способствую следующие факторы: существенное падение уровня жизни большей части населения государства; социально-экономические кризисы; тоталитаризм, сопряженный с подавлением всякой оппозиции и преследованием инакомыслящих; внешняя интервенция.

Статистика преступлений экстремистского характера, совершенных на территории нашей страны, красноречиво свидетельствует о неуклонном росте их количества. Экстремизм в Российской Федерации обладает определенной спецификой. Экономическая неразвитость нашего государства препятствует бурному развитию так называемого «экономического экстремизма», однако предоставляет широкие возможности для экстремизма национального. В нашей стране экстремизм является одним из факторов дестабилизации обстановки, создающих угрозу территориальной целостности государства и конституционному правопорядку. Ведущим направлением противодействия экстремистской деятельности являются меры профилактики, которые носят превентивный характер и нацелены на выявление и дальнейшее устранение условий и причин, порождающих экстремистскую деятельность.

В целях профилактики религиозно-политического экстремизма необходимо уделять пристальное внимание вопросам сохранения межнационального мира и согласия народов, проживающих в Российской Федерации, а также жестко пресекать проявления экстремизма и терроризма. Безусловно, основную ответственность в сфере организации противодействия экстремизму несет государство, хотя определенную роль в этом процессе играют и различные неправительственные организации, религиозные объединения, социальные общности. Политические причины исходят из несоответствия провозглашенных государственной власть принципов построения и преобразования государства реальным результатам их деятельности. Это может породить недовольство и несогласие с существующим политическим режимом и способами организации государственной власти. Это приводит к возникновению взглядов, ориентированных на радикальную смену власти. Под понятием социокультурные причины кроются проблемы, связанные с возникшим в обществе духовно-нравственным вакуумом, возникшим вследствие разрушения исторических, культурных и нравственных традиций России, деформации культурных потребностей значительной части населения, формирования у населения чувства национального унижения в связи с утратой Россией статуса великой державы, ослаблением регулярного воздействия государства на процессы нравственного и культурного воспитания.

Религиозные, национальные и идеологические причины раскрываются в проблеме нетерпимости и пренебрежительного отношения к представителям иного вероисповедания, национальности, расы и т.д. Данные противоречия на протяжении всей истории человечества были самыми частыми и кровопролитными, так как они практически не могут быть решены.

После ряда крупных террористических актов на территории Италии, в том числе после теракта на вокзале в Болонье, пострадавшими и их близкими были организованы различные организации, которые ставили своей целью обеспечение справедливости путем всевозможных инициатив для защиты интересов пострадавших: рассекречивания закрытых материалов, организация специального расследования и многое другое. Отчасти именно усилия таких организаций поспособствовали созданию и принятию относительно полного законодательства, регулирующего вопросы возмещения вреда жертвам терроризма.

В 2004 году был принят Закон «О новых нормах в пользу жертв терроризма и других подобных преступлений». Этот нормативно-правовой акт предусматривает назначение денежной компенсации всем жертвам терактов и иных подобных актов, а также их семьям, вне зависимости от гражданства и территории совершения данного преступления. Причем компенсация предоставляется в форме пенсии и покрытия расходов на медицинскую помощь лицам, которые из-за террористического акта лишились трудоспособности. Согласно статье 2 люди, которые лишились трудоспособности на 80%, приравниваются в правах с военнослужащими-инвалидами войны, что предполагает увеличение денежной компенсации. Стоит отметить, что данное законодательство под «жертвой» террористического акта как понимает лицо, получившее ранение или увечье, а в случае смерти этого лица, жертвой признается его вдова или вдовец, сироты или родители. Важной частью нового закона стало возмещение помимо физического, ещё и морального вреда, причиненного жертвам теракта (статья 6). Таким образом, государство берет на себя расходы по оказанию психологической помощи потерпевшим. Так же им предоставляются следующие социальные гарантии: освобождение от расходов на лечение (ст.9), а также от оплаты услуг, которые связаны с правовым и судебным сопровождением дела (ст. 10). Для выплаты компенсаций пострадавшим в результате террористического акта министерствами связи, финансов, юстиции, обороны, иностранных дел и сельского хозяйства совместно создан специальный фонд (ст.16).

На сегодняшний день Российская Федерация снимает с себя обязательства по возмещению вреда, причиненного иностранным гражданам в террористическом акте на территории РФ. Хотя международное право предписывает эту обязанность. Нам видеться справедливым, если наше государство все же возьмет на себя эту ответственность, так как она не смогло обеспечить должной безопасности. Выплата компенсации жертвам преступной деятельности впервые была юридически закреплена в правовых нормах международных актов в 80-х гг. XX века. Европейская конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений ETS N 116 от 01.02.1988 г. в ст. 2 предписывает, что «когда возмещение убытков не может быть обеспечено из других источников, государство должно это взять на себя для тех, кому был нанесен серьезный урон, а также для тех, кто находился на иждивении погибших в результате такого преступления».

Так же данный международный акт указывает на то, что возмещение производит государство, на территории которого произошло преступление. А также в случаях, когда преступник не может быть подвергнут судебному преследованию или быть наказан. Помимо этого, ст. 4 определяет, что компенсация должна покрывать по крайней мере потерю дохода, затраты на медикаменты и госпитализацию, затраты на похороны, алименты, содержание иждивенцев. К сожалению, далеко не во всех государствах Европы законодательство закрепляет эти принципы. Что касается Российской федерации, то она не только не ратифицировала, но даже не подписала данный документ.

Говоря об обязательстве, возникающем по вопросу возмещения вреда жертвам террористического акта, необходимо в первую очередь отметить положения, закрепленные в ст. 18 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. №35–ФЗ (далее – ФЗ «О противодействии терроризму»). Согласно п. 1, государство осуществляет компенсационные выплаты пострадавшим. Однако пункт 1.1 указывает, что обязательство по возмещению вреда осуществляется за счет средств лица, совершившего террористический акт, а также за счет средств его близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества.

Ст. 52 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) закрепляет положение, согласно которому государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Однако, исходя из этого положения, нельзя говорить об обязанности государства возмещать ущерб жертвам террористических актов из бюджетных средств даже в том случае, когда этого не может сделать преступник.

В ст. 19 ФЗ «О противодействии терроризму» указано, что «социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, включает в себя психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, предоставление жилья, проводится в целях социальной адаптации лиц, пострадавших в результате террористического акта, и их интеграции в общество и осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершен террористический акт, и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации». Данное положение выступает гарантией помощи государства, однако на практике, в подавляющем большинстве случаев, эта помощь осуществляется или в недостаточном объеме, ил вовсе не осуществляется.

В числе лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного террористическим актом, необходимо выделить специфическую группу, к которой относятся люди, погибшие или пострадавшие при исполнении своих профессиональных обязанностей, связанных с предотвращением или пресечением противоправной деятельности. Положения ст. 21 ФЗ "О противодействии терроризму" закрепляют обязательства по возмещению вреда, причиненного данной категории лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, за государством. Так же данная статья закрепляет фиксированный размер единовременных выплат (пособий) в случае гибели или нанесения увечий такому лицу, которые выплачиваются членам семьи этого гражданина и лицам, находившимся на его иждивении. Однако, в соответствии со п. 6. ст. 21 того же закона, при одновременном возникновении нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется только по одному основанию по выбору получателя. Т.е. лицо, участвующее в борьбе с терроризмом, не имеет права получить одновременно компенсацию за имущественный и неимущественный вред, причиненный террористическим актом.

Анализ действующего ФЗ «О противодействии терроризму» показал, что в нем ничего не упоминается о возмещении вреда, причиненного иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам в результате совершения акта терроризма на территории РФ, хотя в п. 3 ст. 17 Федерального закона от 25 июля 1998 № 130-Ф3 «О борьбе с терроризмом» (документ утратил силу, далее – ФЗ «О борьбе с терроризмом») отмечалось, что возмещение вреда, причиненного иностранным гражданам, производится за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием сумм этого возмещения. Таким образом, на сегодняшний день Российская Федерация снимает с себя обязательства по возмещению вреда, причиненного иностранным гражданам в террористическом акте на территории РФ. Более необходимым нам представляется решение вопроса о привлечении к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный актом терроризма (помимо самого террориста) тех лиц, вина которых доказана относительно совершения ими преступлений, предусмотренных ст. 316 «Укрывательство преступлений» и ст. 205.1 «Содействие террористической деятельности» УК РФ. При квалификации данных преступных деяний родство этих лиц с террористом никакого юридического значения не имеет.

Профилактика экстремизма на данный период является одной из важных задач, стоящих перед всем обществом. Для этого необходима реализация комплекса мер по проведению данной политики во всех сферах общественной жизни.

(печатается в сокращении)

Касаркина В.  В., ученица СОШ №13, Саранск, 2021

Обновлено ( 09.12.2021 23:27 )