ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В ПОДРОСТКОЙ СРЕДЕ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

В жизнедеятельности современного мирового общества существуют проблемы, которых раньше не было совсем, либо они были не такие серьезные. Одна из таких проблем — это экстремизм. Это крайне негативное явление, которое опасно само по себе, кроме того, оно является питательной средой для терроризма. Сегодня экстремизм не имеет ни родины, ни языка, ни пола, ни национальности, ни религии, представляя реальную угрозы национальной безопасности абсолютно любого государства. Многие государства мира и их население уже столкнулись с действиями международных экстремистов, последствия от которых внушают ужас всех законопослушным гражданам.

Одним из самых действенных способов предотвращения экстремизма в настоящее время остается приобщение каждого гражданина к нормам международного права, каждого государства к международному сотрудничеству.

Вышеизложенное предопределяет преемственность и актуальность данной темы. Кроме того, будущее развитие международного регулирования борьбы с экстремизмом характеризуются транснациональным характером исследуемого явления. В частности, борьба с экстремизмом провозглашена ООН одной из главных задач своей деятельности. В современном поликультурном обществе процесс подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни заставляет активизировать воспитание морально-нравственных качеств, где одно из ведущих мест занимает формирование духовно-нравственных ценностей, в том числе и патриотизма как противоположности экстремизма и терроризма. В этом отношении, на наш взгляд, литература как учебный предмет и вид искусства имеет значительный потенциал.

Основанием значимости использования литературы и искусства в процессе профилактики молодежного экстремизма выступает тот факт, что реальной причиной, объясняющей молодежный экстремизм, являются сущностные черты молодых людей: потребность в романтизме, стремление к активности и преодолению препятствий, так, Л.С. Выготский указывал на «доминанту романтики» – стремление юноши к рискованному, к приключениям, к социальному героизму. С одной стороны, это создает благоприятные возможности для воспитания, однако, с другой стороны, стремление к «смелости» и «оригинальности» может приводить к асоциальным поступкам. А произведения литературы и искусства удовлетворяют эту юношескую потребность в романтическом видении мира.

Цель данной работы заключается в решении задачи профилактики молодежного экстремизма как мировоззренческого явления, основанного на культивировании принципа силы, агрессии в отношении к окружающим средствами литературы и искусства в поликультурном образовательном пространстве, для чего процесс чтения служит не только удовлетворению познавательного интереса представителя молодежной среды, но средством психологического настроя и базисом морально-нравственного состояния молодого человека.

Чтение как наука и развлечение

Чтение является актуальной проблемой в современном обществе. Можно справедливо отметить, что процесс познания литературы воспитывает в человеке культуру слова, гуманизм, помогает расширить кругозор. Модернизация нашего общества невозможна без воспитания в личности социальной ответственности, позволяющей объективно воспринимать информацию, уверенно ориентироваться в ее потоке и использовать ее на благо общества. Поэтому приоритетом образовательной политики должно стать качество образования, направленного на максимальное развитие личности и индивидуальности обучающегося. Данный процесс можно рассмотреть через призму чтения, репертуар чтения молодежи.

С древних времён люди замечали целительное влияние слова на разум и сердце: книга увлекала высокими идеями, учила любить, верить, созидать, бороться за светлые мечты и возвышенные идеалы.

Закономерно, что уже несколько тысячелетий назад мыслители попытались обосновать концептуальные основы той науки, которую позже назовут «Библиотерапия».

В те далекие времена, когда не было ещё привычной для многих поколений книги-кодекса, когда ещё не ждали читателей тысячи библиотек, люди, когда доминировала традиция передачи знаний из уст в уста, наши предки осознавали, что слово может исцелять, вдохновлять, помогать, воспитывать. Отсюда возникшие в более позднее время почитание книжности, уважение книжников.

С античности целительные возможности чтения рассматривали философы и писатели. Аристотель (384-322 до н. э.), указывал на взаимосвязь между чтением и здоровьем. Так, анализируя трагедии, он выявил, что поэзия может снять чувство страха и страдания, так как при чтении перестраивается психика человек.

Известный средневековый богослов патриарх Константинопольский Фотий (ок. 820-896) причисленный к лику святых, писал о важности чтения, уважении к книжному знанию. Чтение Фотий понимал, как совместную творческую деятельность, способствующую интеллектуальному, творческому сближению читающих. В его трудах есть много пересказов различных произведений, прочитанных совместно с учениками. Труд, прославивший святого Фотия, имеет символическое название «Библиотека»/ Книга содержит отрывки из произведений врачей, историков, философов, ораторов.

Деловое чтение обеспечивает учащимся определенный образовательный и культурный уровень, прививает навыки работы с научной, научно-популярной книгой, статьей, а также навыки поиска и переработки информации. Опыт такой работы особенно необходим тем старшеклассникам, деятельность которых будет связана с написанием текстов аналитического характера (резюме, отчетов, обзоров и т. п.), что сегодня очень востребовано на любом интеллектуальном поприще.

Под досуговым чтением понимают только чтение художественной литературы, причем чтение, дающее отдых и развлечения, то есть чтение беллетристики, массовой, жанровой литературы. В широком смысле, слова досуговое чтение - это чтение художественной литературы (или художественной литературы и нон-фикшн), это не только отдых и развлечение, но и большая внутренняя духовно-душевная экзистенциальная работа: выбор предмета чтения, переживание экзистенциальной ситуации чтения: выход за пределы повседневности в сферу художественной реальности и со-бытие с ней, а также возвращение в жизненную реальность, другим человеком, обогащенным прожитым в художественной реальности экзистенциальным опытом. Досуговое чтение относится к активным видам досуговой деятельности, поскольку читатель проявляет себя как активный, творческий, свободный субъект, формирующий в процессе чтения свою социальность, идентичность и индивидуальность.

Досуговое чтение — это такая культурная практика, в которую ее агенты вступают по собственному свободному выбору, а не по профессиональной обязанности или не в соответствии с учебной задачей. Это практика чтения, продиктованная свободным выбором читателя, который предпочел чтение другим видам досуга. Говоря о мотивации досугового чтения, Дубин и Зоркая замечают, что «в чтении даже самых образованных и продвинутых читательских групп сегодня отчетливы ориентации на пассивно-адаптивный тип культурного поведения и потребления, отсутствие аналитического интереса к окружающей современности во всех ее противоречивых чертах, склонность к развлечению и эскапизму, усреднение вкусов».

Однако, по словам Д. Дидро, «люди перестают мыслить, когда перестают читать». Воспитание читателя является делом государственным. Каким взрослым станет сегодняшний юный человек – это важнейшая нравственная, политическая и экономическая забота нашего общества. Сформировать личность – значит воспитать в ней основы нравственности, научить ее распознавать, что есть добро, а что зло. Давно известно: от того, какую литературу читает молодежь, зависит интеллектуальный и экономический потенциал общества. Приведем основные темы, которые интересуют школьников для развития своего кругозора: почему взрослые не понимают подростков, взаимоотношения отцов и детей, права и обязанности, современные технологии, психология, религия и т. д.

Таким образом, чтение рассматривается с научной точки зрения и досуговой. Мы видим, что роль литературы в становлении личности велика. Именно она прививает человеку определённые моральные, этические нормы, помогает выстраивать отношения в социуме.

Можно ли патриотизм противопоставить экстремизму?

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» 2002 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относит «публичное оправдание терроризма и иную террористическую деятельность». По смыслу указанного Закона понятие «экстремистская деятельность» явно шире понятия «террористическая деятельность», поскольку последняя рассматривается лишь как одно, но не единственное, из проявлений экстремизма. Терроризм (от лат. terror – страх, ужас) – это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения организациями международного сообщества, государственными органами, органами местного самоуправления, осуществляемые через устрашение населения и (или) через другие формы противоправных насильственных действий.

Экстремизм (от лат. extremus – крайний) можно определить, как приверженность лиц или групп лиц к крайним, радикальным взглядам, которые касаются общественной жизни (чаще её политической сферы). Примерами экстремизма служат насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, публичное оправдание террористических действий, возбуждение розни социального, расового, национального или религиозного характера и другая деятельность, которая угрожает безопасности общества, а также нарушает права и свободы многих граждан, имея под собой для этого четкое идеологическое основание.

Святой праведный воин Феодор за последние годы стал, без преувеличения, одной из центральных стержневых исторических фигур, которые привнесли значительнейший вклад в развитие Российской государственности. Образ Феодора Ушакова – строителя флота, государства, устроителя собственной души – это истинный образец для подражания. Его имя сопоставимо с другими ратными победоносными воинами, прославленными в лике святых – благоверным князем Александром Невским, благоверным князем Димитрием Донским. Стремясь угодить Богу, в конце своей жизни святой Феодор уподобляется этим святым, проводя дни в молитве в Санаксарском монастыре, где и встречает блаженную кончину.

Все мы помним, какими земными подвигами прославился и вошел в историю праведный воин Феодор. Он внес огромный вклад в формирование международного авторитета нашего Отечества, стал непосредственным участником расширения границ России, применил все свои таланты и доблести для защиты православных народов. Действия флотоводца во всём мире изучались как образцы тактического искусства. У праведного адмирала был настоящий дар – дар побеждать в морских сражениях, и обусловлен он был горячим молитвенным духом.

Прилежным исполнением заповедей о любви к Богу и ближнему он стяжал себе уважение среди всех категорий моряков. Мало кому удавалось презреть смерть в бою и тем самым подвигнуть матросов на беззаветное служение и выполнение боевого приказа ценой собственной жизни. Прославляя праведного адмирала, мы вспоминаем о той любви, которая заповедана нам как подвиг защиты слабых и немощных.

Значимость личности святого трудно переоценить. Непременно воспитательное. Более того, этот образ достоин подражания. Необходимо создать достойный, правдивый фильм про Федора Ушакова. Материала для этого предостаточно. Это то, что теперь крайне необходимо для консолидации нашего общества, формирования правильного мировоззрения. Образ такого героя как Федор Ушаков должен быть известен каждому, поэтому мы должны сделать информацию о святом адмирале общедоступной, в том числе, и для молодежи.

Вспомним, как Федор Ушаков первый во время чумы применил карантин, после чего его отряд избавился от болезни на четыре месяца ранее остальных. Все гениальное просто. Эта гениальность и простота в нем сочетались в силу того, что он никогда не отступал от своего правила – от молитвы. Федор Ушаков никогда не забывал Бога, а это качество всегда концентрирует человека, собирает и строит. Именно поэтому вокруг него все строилось, а не разрушалось. Образ Федора Ушакова – строителя собственной души, флота, государства – это истинный образец для подражания.

Литература – территория общей культуры и гражданских идеалов

В условиях поликультурной России, многообразия ее этнокультурных ценностных систем особенно важной становится задача изучения единого современного литературного пространства. Сущностные характеристики этнокультурных, в том числе и этнолитературных, единств в полной мере согласуются с современной стратегией развития общероссийского, общемирового литературоведения, их направленностью на сохранение и развитие национальных культур, на укрепление единого литературного пространства, которые необходимо учитывать при определении содержания, как на федеральном, так и на национально-региональном уровне современного литературного образования.

Единое литературное полиэтническое пространство Мордовии — это принципиально новое явление более позднего периода формирования, чем советская литература. С одной стороны, это интегративное пространство целостного и общемордовского культурно-эстетического развития. В его основе лежит то, что составляет суть Мордовии как полиэтнического сообщества в самом широком смысле этого слова. При этом такие составляющие, как национальный характер, общероссийский менталитет, которые сформировались в процессе активного общения всех этносов в течение длительного времени их сосуществования, позволяют избежать ассимилирования культурных кодов, обеспечивают поступательное развитие нескольких литератур (мордовской-мокша, мордовской-эрзя, русской).

Мордовия как особая геополитическая среда отличается своеобразной спецификой синтеза взаимовлияния и взаимопроникновения культур, литератур, философии, истории, политики и т.д. народов, проживающих на ее территории с древнейших времен до наших дней. С другой стороны, материальная и духовная взаимообусловленность и взаимозависимость национальных культур народов Мордовии особенно наглядно проявляются сегодня, когда интеграционные процессы позволяют шире и глубже изучать с новых позиций настоящее, прогнозировать будущее. Такое взаимодействие литературы направлено на диалог культур и способствует интересу со стороны всей этнокультурной и инокультурной среды.

Особенностью литературы Мордовии является ее существование на трех языках, что обусловливает целый ряд вопросов и проблем. Эта черта в литературе и ее влияние на общественную, культурную жизнь республики до сих пор остается предметом пристального внимания и оживленных дискуссий среди отечественных литературоведов. Учитывая специфику исторического развития мордовского народа, невозможно было создать единой письменности и единого литературного языка.

Единое литературное полиэтническое пространство Мордовии вызревало из глубины веков в процессе длительного исторического, культурного и художественно-эстетического развития. Каждое слово, вошедшее в название этого понятия, имеет свое историческое и смысловое значение. Формула единства или единости означает, прежде всего, сплоченность с точки зрения многонациональности состава литературного пространства, единости самого процесса в целом. Единое литературное полиэтническое пространство Мордовии — это единство художественных поисков, социально-эстетических идеалов, идейное единство, единство метода и художественно-эстетических принципов, единство целей, стилей, проблематики, все более углубляющееся интернациональное единство, это единый сплав с многообразием проявления, это единство в многообразии.

Каждая из мордовских национальных литератур, и в том числе русская литература Мордовии, входит в единое литературное полиэтническое пространство, которое имеет относительно устойчивый характер и развивается по пути последовательного усиления внутренней сплоченности и цельности. Изучение единого литературного полиэтнического пространства Мордовии — это рассмотрение всех его составных со всеми многообразиями их проявления, их единства, цельности и т.д.

Россия — это многонациональное государство. Проблемы развития межэтнических отношений продолжают оставаться в нем весьма актуальными. Большую часть России занимает центральная территория, на которой проживают более тридцати коренных народов. Этнополитическую ситуацию в Мордовии следует считать ныне относительно стабильной. Однако нет никакой гарантии в том, что этнические отношения и противоречия не обострятся в будущем.

Важным нам представляется выстроить систему поликультурного образования, которое в настоящее время рассматривается как основополагающая часть современного общего образования, способствующая усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, нравственно-духовных ориентирах и ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем.

Культуросообразная воспитательная среда создает условия для приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, родному языку, истории и географии своей страны и республики, для проявления национальной самобытности, формирования чувства гордости за свой народ, принадлежности к нему.

На уровне «литературное образование и культура» особый интерес представляет выстраивающаяся в национальной школе система поликультурного образования. С другой стороны, явление литературы настолько универсально, что способно пронизывать самые различные сферы и пласты поистине всеобъемлющего феномена культуры. Словесная природа литературы, как специфического вида искусства, позволяет ей запечатлевать в текстах произведений разнообразные связи с другими областями культуры (историей, религией, философией, искусствами, языком).

«Какой бы ведь ты не был, главное уважать в себе человека»

К. Тангалычева

Толерантность религиозной организации обусловлена ресурсами ее структурных элементов: идеологии, социального опыта, содержания церковной службы (молебны, проповеди, обряды посвящения и другие), стереотипов поведенческих интеракций людей. Идеология представлена догматами, преданиями, вероучениями, обобщающими духовный опыт святых и пророков, толкованием Божественного откровения, социальными концептами религиозных институций. Идеологические стереотипы индивидуального уровня во многом обусловлены особенностями конкретного человека.

Поэтому при известных обстоятельствах, особенно в случае преобладания эмоциональной составляющей, они могут существенно отличаться от идеологии, общепринятой в данной конфессии, что может оказать заметное влияние на поведение человека. Это влияет на отношениях людей в сфере межэтнического взаимодействия.

Потенциал толерантности взаимодействующих этнических общностей во многом определяется степенью их религиозности, которая варьируется, начиная с признания существования Бога, до подлинного благочестия.

Частичная утрата нравственных позиций, поиски веры и истины, проблема выбора – вот далеко не полный перечень вопросов, на которые пытается ответить современник. Особенно сложно обстоят дела с верой. Не приученный к церковной традиции, еще в недалеком прошлом воспитанный в атеистической стране, средних лет человек все чаще пытается определить для себя границы истинной веры.

Религия, как загнанный в тупик, измученный и болезненный росток общества, дает плоды. Они еще не зрелые, порой даже ядовитые (вспомним ортодоксальные секты), но человек ищет Бога, пытается прикоснуться к мирозданию, опираясь не только на материалистические законы бытия.

«Дорога в Казань» – шестая книга К. Тангалычева, вышедшая в Саранске. Отчасти наличие богоборческих мотивов в своих произведениях поэт объясняет следующим образом. В своих воспоминаниях об Александре Терентьеве, известном поэте Мордовии, помогавшем юному Камилю, проживающему тогда в Ельниковском районе МАССР, Тангалычев указывает: «Я обычно не соглашался с его категорично атеистическими высказываниями, с тем, как он относился к религии, которую называл «бинтом для мозга». «О боге у нас с тобой нечто вроде полемики. Но опять – таки, смотря что понимать под этим понятием», – писал он мне однажды». Следовательно, к преодолению религиозного невежества Тангалычев шел с достаточно юного возраста. В этом отношении показательно стихотворение «Детство»:

… На родине я в детстве видел бога.

Сегодня я не вижу никого.

Мне снова надо в детство возвратиться.

Не спутники мне – ангел и пророк.

Иначе мне вовеки не простится,

Что бога не пустил я на порог….

В приведенном отрывке нет нарочитого преодоления консерватизма мышления. Более того, это органичное проявление синтеза сознания ребенка и уже взрослого человека.

Осознание детства в поэзии обладает глубокой и совершенно уникальной духовно-нравственной значимостью. В памяти человека детство остается как представление о благости, единении всего доброго, что есть в жизни. Сфера верований, духовно- нравственных установок, форм поведения и сознания здесь естественна и безапелляционна. Вероятно, поэтому в сознании поэта ярко обозначено соединение понятий «родина», «детство», «бог». Дальнейшее же - дистанцирование, когда во взрослом состоянии автор строк «сегодня не видит никого». Автор констатирует факт исчезновения искренней доверительности, которая характерна для детского восприятия и так необходима для истинно верующего человека.

Интересно и предположение поэта о том, что «не спутники мне – ангел и пророк». В русской литературе поэт и пророк стоят рядом в лучших ее образцах. К. Тангалычев же нетрадиционно подходит к трактованию своей участи как человека, как поэта. Чтобы лучше понять мысль автора строк, обратимся к Библейскому словарю, где дается объяснение и комментарии терминологии, связанной со Святым Писанием. «Ангел – это слово в основном тексте (евр. малах, греч. ангелос) собственно означает: вестник или посланник; оно часто употребляется в Библии, когда речь идет об обыкновенных вестниках или даже известиях. <…> Обыкновенно, словом ангел в библии обозначается особый род разумных существ. Ангелы в собственном значении слова – существа другого порядка, чем люди: они окружают Бога. <…> Они или настоящие духи, или имеют тонкое невесомое тело, но мы знаем, что они не имеют такого вида как люди. Они отличаются крепостью и силою. <…> Писание учит нас, что все верующие находятся под их попечением и охраной, что ангелы радуются спасению грешников.

«Пророк – евр. Навиим. Это святой муж, которого выдвигал Бог из среды людей, чтобы по Его откровению возвещать народу Его волю и предупреждения, предостерегать от греха. <…> Пророки не были, как это теперь понимается, предсказателями будущего, хотя и это часто входило в их миссию, но они были, прежде всего, провозвестниками воли Божьей».

По мнению К. Тангалычева, современный поэт мало похож на пророка, тем более на ангела. Уж слишком мирские люди писатели. Забыты предопределения жизни поэта как пути мученика, уж не говоря о святом муже, который только и может быть пророком. Осознание себя как просвещающей части мироздания, ощущение особого предназначения поэта (ведь не случайно поэт и творец в современном русском языке синонимы) в стихотворении не наблюдается. Более того, автор строк прямо констатирует факт потери веры, сожаление от того, что «бога не пустил я на порог».

И так, описан механизм чтения как науки и развлечения. Раскрыта специфика делового и досугового чтения, проведён сравнительно-сопоставительный анализ. На примере художественного и исторического образа Ф. Ф. Ушакова доказано, что патриотизм можно противопоставить экстремизму.

Н. Б. Цыганкова, МГПУ им. М.Е. Евсевьева

Обновлено ( 31.03.2022 12:58 )