ПРОЯВЛЕНИЯ БУЛЛИНГА В ШКОЛАХ КАК ФАКТОР ПРОВОЦИРОВАНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКИХ НАСТРОЕНИЙ

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Ведущие политики, ученые признают важность гармоничного развития детей как главного связующего звена между настоящим и будущим. В своем ежегодном послании Федеральному собранию Владимир Путин подчеркнул необходимость раскрывать талант каждого ребенка, помогать ему реализовывать свои устремления. Глава государства призывает школы прививать детям готовность к творческому поиску, изменениям, навыки работы в команде. Образовательные организации – это главное место, где ребенок проводит большую часть своего времени, познает мир, социализируется, учится взаимодействовать с окружающими, раскрывается как личность.

Школы, колледжи, должны представлять собой комфортную среду для учащихся, строится на взаимопонимании и взаимоподдержке. Эти постулаты закрепляет и Закон «Об Образовании в Российской Федерации», называя среди принципов деятельности школ гуманистический характер образования, приоритет прав и свобод личности, воспитания взаимоуважения. Однако довольно распространены случаи унижения, целенаправленного, систематического психологического и даже физического насилия учащихся в стенах образовательных учреждений, частота распространения которых сделало необходимым введение исследователями специального термина «буллинг» – травля.

Анализ показывает, что каждый второй подросток в России является участником или свидетелем буллинга. Большинство опрошенных (32 %) стали жертвами психологической травли, 26,6 % заявили о физической агрессии. Большой резонанс вызвал акт массовой бойни в колледже Благовещенска (2019 г.), в результате которого был убит один подросток, несколько раненых. Главной причиной трагедии знакомые стрелка называют травлю подростка.

Согласно Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних особое внимание необходимо уделить такому антиобщественному поведению несовершеннолетних, как запугивание, травля подростков со стороны одноклассников, распространение в социальных сетях ложной информации, порочащей честь и достоинство ребенка, а также контроль за распространение в сети Интернет видеороликов побоев, насильственных действий в отношении несовершеннолетних. Подобные примеры травли, ее жестоких последствий не единичны, что подчеркивает необходимость изучения мотивов буллеров, последствий, отношения современной молодежи к вопросу о «буллинге».

ПОНЯТИЕ «БУЛЛИНГ» И ПРИЧИНЫ ЕГО ПОЯВЛЕНИЯ.

Явление травли известно людям много сотен лет, однако исследования этого процесса, его причин и последствий началось лишь во второй половине XX века в Европе. В наиболее полном виде понятие «буллинг» было описано в 1993 г. Д. Олвеусом, который охарактеризовал типичные черты буллеров, жертв буллинга. С целью выявления частоты распространения и специфики буллинга в образовательных организациях норвежский психолог разработал известный опросник «Буллинг», по сей день не утративший актуальности для современных психологов.

Существует большое количество определений понятия буллинга: соотносят буллинг с травлей в школах, определяя его как длительное или психическое насилие со стороны одного ученика или группы учащихся в отношении того, кто не способен защитить себя в данной ситуации, или осознанное, систематическое насилие, не имеющее отношение к самозащите и исходящее от одного или нескольких человек, как запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе, длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации.

Исходя из вышеперечисленных определений можно выделить следующие характерные черты буллинга, отличающие его от одномоментных конфликтных ситуаций:

1. Частота проявления.

В отличие от единичных актов агрессии буллинг является систематическим унижением жертвы, что заставляет жертву травли постоянно чувствовать тревогу и бояться встречи с буллером, по возможности избегая ее, что также может увеличивать агрессию обидчика.

2. Вина в форме умысла.

Большая разница между случайным конфликтом и актом буллинга заключается в имеющихся у буллера цели оскорбить, унизить жертву и планируемом результате – ответная агрессия, обида, слезы. Обидчик осознает характер своих поступков, предвидит неблагоприятные для жертвы последствия и желает их наступления. Причем часто буллер замечает в своих поступках выгоду для себя. Так, унижая жертву, он намеренно повышает свой авторитет, самоутверждается за счет жертвы.

3. Цель действий – намеренное нанесение вреда.

Являясь формой насилия, буллинг непосредственно направлен на причинение физического или психологического вреда жертве, её эмоциональному состоянию, здоровью, благополучию.

4. Злоупотребление силой или влиянием.

Намереваясь причинить жертве вред, агрессор использует свое физическое, психологическое или только кажущееся таковое превосходство. Это превосходство может заключаться в физической силе, остроумии, связях, высокой самооценки, возрасте, поле, расе, национальности, экономическом положении или уровне образования. Важно понимать, что, как правило, буллинг происходит в классе – среди ровесников, сверстников. Исходя из этого, травля для буллера является средством утверждения своего авторитета и поддержания своего мнимого превосходства.

Существует несколько классификаций буллинга:

  • По полу – буллинг над женщинами или мужчинами.
  • По возрасту. Главным видом в этой группе является подростковый буллинг как один из наиболее жестоких.
  • По физическому состоянию – буллинг над слабыми ребятами в школьном коллективе, над ребятами с ограниченными возможностями здоровья.
  • По этнической принадлежности. Буллинг в этой категории имеет место в школьных коллективах, где помимо основной массы одной национальности, присутствует ребенок другой национальности.
  • По социальному статусу или финансовом положение семьи – могут подвергаться травле дети из бедных семей или наоборот из обеспеченных как «мажоры».

Исходя из социальной сферы. Где происходит буллинг, можно выделить:

  • В семье.
  • В школе.
  • В рабочем коллективе – моббинг.
  • Кибербуллинг – травля в социальных сетях, в сети Интернет.

На сегодняшний день с развитием сети Интернет и социальных сетей всё большее распространение получает именно кибербуллинг. Как и в реальности, в социальных сетях можно шантажировать, компрометировать и даже с большим успехом и меньшими физическими затратами распространять неправдивую информацию о жертве. Преимуществом кибербуллинга является возможность оставаться незамеченным, анонимным буллером, нанося такой же вред жертве и избегая наказания. Периодически кибербуллинг имеет место не только в отношениях школьников, но и в отношениях их родителей. Так, в ноябре 2020 года в школьном чате сочинской школы родители начали травлю против мамы одного ребенка, отказавшейся участвовать в денежных сборах на канцелярию. Родительницы пригрозили, что ее ребенок столкнется с трудностями, если из-за этой ситуации пострадает классный руководитель детей.

Самой распространенной классификацией является классификация травли по характеру насильственных действий:

I.Физический буллинг предполагает, что жертва подвергается физическим нападениям со стороны обидчика. Так, 29 октября 2020 года в Краснодарском крае 12-летнему школьнику одноклассник сломал грудную клетку. Также известно, что долгое время мальчик являлся жертвой буллинга, но боялся в этом, признаться.

II.Эмоциональный буллинг включает в себя унижения, насмешки, угрозы, клевету. Эмоциональный буллинг представляет собой воздействие на психологическое состояние жертвы с помощью оскорблений, угроз, обзываний, шантажа. К эмоциональному буллингу принято относить вербальный или словесный буллинг – обзывательства, обидные клички, формирование стереотипов о подростке, распространение ложной информации, порочащей личность ребенка. Вербальная травля зачастую наносит еще больший вред, чем физическая травля, за счет снижения самооценки жертвы, формирования у нее неуверенности или даже ненависти к себе и тем характеристикам, за которые он подвергается агрессии. Часто вербальный буллинг является первой стадией травли ребенка, которая обычно заканчивается рукоприкладством. Особое место в этой иерархии занимает кибербуллинг, который является новым видом вербального буллинга.

III.Социальный - игнорирование, исключение из группы, воровство или порчу имущества жертвы. Бойкотирование жертвы школьным коллективом заставляет подростка чувствовать себя беспомощным, незащищенным, одиноким, формирует у ребенка ощущение, что весь мир, как и его школьный коллектив против него. Всё это может привести к тревожности, замкнутости и даже суицидальному поведению жертвы.

Традиционно в ситуации травли существует три стороны – буллер (агрессор, обидчик), булль (жертва) и свидетели или зрители акта буллинга.

Существуют несколько типов агрессоров, различия между которыми заключаются в их мотивах.

Так, первый вид буллеров можно считать нарциссами, которым чужды чувство сострадания, эмпатийность и чья завышенная самооценка мнима и, как правило, не соответствует действительности. Второй вид буллеров зачинает травлю из-за сильного воздействия мнения общества. Как правило, такие личности имеют невысокую самооценку и сильно зависят от мнения окружающих, используют травлю более слабых как средство повышения своего авторитета и получения одобрения сверстников. Третий вид проявляет свою агрессию к буллям под воздействием внутреннего импульса, не останавливаясь, даже получив отпор. Часто причиной такого поведения является нехватка внимания или гиперактивность подростка. Характеризуя зрителей или ободряющих буллинг, следует отметить причины такого поведения - страх оказаться на месте жертвы, конформизм или боязнь противостоять группе, ведомость ввиду слабого характера, отсутствие инициативы, восприятие булинга как развлечения. Четких характеристик жертвы нет, поскольку любой ребенок может оказаться в роли булля в той или иной ситуации.

Среди особенностей, которые вызывают у агрессоров негатив, являются:

  • Плохая успеваемость или наоборот одаренность.
  • Пассивность, отсутствие собственного мнения и напротив – излишняя инициативность.
  • Природные внешние особенности или выбранные подростком сознательно (яркий цвет волос, нестандартный стиль одежды, манеры общения).
  • Низкая или наоборот высокая материальная обеспеченность.
  • Непопулярная в школьном коллективе раса, религия и многое другое.

ПОСЛЕДСТВИЯ БУЛЛИНГА. СКУЛШУТИНГ КАК СЛЕДСТВИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРАВЛИ.

Последствия для буллеров зависят от того, к какой группе буллеров они относятся – просто буллеры или буллеры-жертвы, то есть буллеры, которые и сами подвергались травле. Буллеры-хулиганы часто проявляют криминальное поведение и во взрослой жизни ввиду своей гиперактивности и поведенческих расстройств.

Что касается очевидцев, сочувствующих буллингу, на них травля других тоже накладывает отпечаток. Часто они испытывают страх оказаться на месте жертвы, сопереживают жертве, чувствуют себя беспомощным в ситуации насилия над жертвой. Также они могут испытывать чувство вины из-за бездействия, потакания или даже соучастия в буллинге пусть и в роли пассивного наблюдателя. Чтобы оправдаться, они убеждают себя в справедливости насилия жертвы и со временем не считают ее заслуживающих сопереживанию. Последствия буллинга отражаются на каждом участнике этого процесса. Нельзя говорить, что участие в травле в той или иной позиции не пройдет бесследно для буллера или потакающего буллингу. Самое большее влияние буллинг оказывает, конечно же, на жертв. Так, у жертв наблюдаются изменения как в физическом, так и психическом здоровье, социальной адаптации. Согласно исследованиям, у жертв буллинга нарушается сон, появляется тревожность, плохой аппетит, который может привести к анорексии. Жертвы чаще, чем обычные подростки, подвержены депрессиям.

Кроме того, существует прямая взаимосвязь между увеличением количества актов травли и ухудшением психотического поведения жертвы. Последствия буллинга сопутствуют жертву и во взрослом возрасте. Так, у человека, подвергавшегося травле в школе, заниженная самооценка, повышенный уровень депрессии, социальной тревожности. Часто у них может наблюдаться антисоциальное поведение, мизантропия – отчуждение от людей, ненависть к ним.

Среди наиболее негативных последствий школьной травли следует называть суицид жертвы. Не выдержав психологического давления и физического насилия, жертва не находит иного решения своей проблемы. Наиболее страшным и опасным последствием буллинга является скулшутинг - вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. В этих случаях скулшутинга есть определенные общие черты: во всех них участвуют подростки возрастом от 14 до 20 лет, практически все они подвергались постоянному или эпизодическому буллингу, то есть травле со стороны сверстников. Их отличая от сверстников, проявляются в поведенческом состоянии, среди сверстников класса, что часто и вызывает травлю. Поэтому для них скулшутинг не является мимолетным решением, вызванным состоянием аффекта, а есть тщательно спланированное, выверенное и подготовленное «мероприятие».

Таким образом, профилактика буллинга в школьной среде является наиболее действенным способом его пресечения и устранения.

В неё входят разъяснительные беседы с детьми школьного и дошкольного возраста об уважительном отношении к людям, страдающим физическими или психологическими дефектами, болезнями. Важней всего объяснить, что такой результат они получили не по своей воле и являются жертвами обстоятельств. Дети должны осознавать, что психологическое давление в таком случае может сломать человека и он получит глубокую психологическую травму. Только в этом случае они постараются помочь человеку стать своим в коллективе, не будут указывать на его дефект, постараются показать ему, что он равен им. Со стороны педагогов и классных руководителей следует особое внимание уделить наблюдению за классом, обратить внимание на создание и организацию групп детей или на те группы, которые уже были созданы. А также нужно следить за детьми-изгоями либо особо выделяющимися учениками. В свете развития социальных сетей классному руководителю необходимо изучать профили учеников, следить за выкладываемыми видео и фото. Это нужно по той причине, что процесс травли нередко фиксируют на видео и выкладывают в социальные сети. Тогда можно в частном порядке установить факт травли и принять меры по его устранению.

Иванщина Полина, студентка 5 курса МГПУ  им. М. Е. Евсевьева, лауреат  XXI Всероссийского конкурса «Наука и образование против идеологии экстремизма …»

Обновлено ( 30.01.2021 14:17 )