РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРЕВЕНТИВНЫХ МЕР ПО БОРЬБЕ С ИДЕОЛОГИЯМИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА

Печать

В настоящее время геополитическая проблема распространения идеологии терроризма и экстремизма приобретает глобальный характер. Рост террористической активности в мире, культурно-нравственная напряженность способствуют наращиванию потенциала террористических и экстремистских группировок, влияющих на общественное сознание, разрушающих основные жизненные установки и ценности людей.

В этих условиях молодежь оказалась самой незащищенной в  нравственно-психологическом  населения, которая более  остальных подвержена воздействию экстремистских взглядов и  идей. Именно в этой среде целесообразно активизировать все формы  деятельности по формированию толерантности, пониманию национально- культурных, конфессиональных особенностей. Необходимо сформировать личность  молодого человека с устойчивой гражданской позицией, способного противостоять  идеологии терроризма, ксенофобии и различным экстремистским тенденциям. В  Федеральном законе РФ «О противодействии экстремистской деятельности»  предусмотрен комплекс профилактических мер по предупреждению действий  экстремистского характера. Одна из задач профилактики экстремизма:  формирование социального поведения, характерного для гражданского общества.

Вот почему одним из важнейших направлений и одновременно важнейшей составной частью антитеррористической политики является формирование антитеррористического сознания населения, общероссийской социокультурной идентичности, выработка целостной системы ценностей современного российского общества. На наш взгляд, необходимо осуществлять профилактическую деятельность среди молодежи с целью воспитания в них антиэкстремистских и антитеррористических установок и идей.

В современных условия, очевидно, что формирования и развития эффективной национальной политики противодействия идеологии экстремизма и терроризма необходимы совместные усилия властных и правоохранительных органов, а также неправительственных организаций гражданского общества. Борьба с экстремизмом признается функцией силовых структур и спецслужб, так как эта задача закреплена за ними законодательно, но для обеспечения эффективности национальной антитеррористической политики необходимо создание таких условий, которые могли бы обеспечить участие каждого гражданина и общественных структур в процессе противодействия экстремистской идеологии. Даже при поверхностном анализе практики зарубежных государств можно сделать вывод о том, что для повышения эффективности национальной антитеррористической политики необходимо активное вовлечение различных институтов гражданского общества. Далее в работе будет наглядно разобраны примеры функционирования данной системы в таких странах как США, Израиль, Великобритания, Франция и Германия.

Необходимо уточнить, что под антитеррористической системой противодействия идеологии терроризма и экстремизма мы подразумеваем наличие законодательной базы, деятельность государственных органов, неправительственных организаций, институтов гражданского общества, как компонентов (субъектов) системы, а также их действий и мероприятий, направленных на противодействие идеологии терроризма и минимизацию террористической угрозы. На наш взгляд, в первую очередь именно образование призвано осуществлять профилактическую деятельность среди молодежи с целью воспитания в них антиэкстремистских и антитеррористических установок и идей.

В США, других странах Запада действует ряд правительственных организаций, основной задачей которых является формирование единого представления о самой сути международного терроризма, понимания масштабов угрозы, а также информирование о мерах, осуществляемых государством для борьбы с данным явлением. Для реализации поставленной цели ими выработана система мероприятий, которые могли бы обеспечить антитеррористическое образование школьников. Она включает в себя помимо изучения и закрепления основных правил поведения в экстремальной ситуации, так же и формирование представлений о характерных чертах экстремистской идеологии для того, чтобы выработать умение отличать реальную угрозу от мнимой (препятствие разжиганию исламофобии). Организация такой воспитательно-идеологической работы воспринимается как достаточно сложный и скрупулезный процесс, однако очевидна его необходимость, так как без этого невозможно говорить о консолидации усилий государственных органов безопасности и гражданского общества. Авторы данной программы основывают свои разработки на выводах о том, что, во-первых, молодежь более подвержена радикальным настроениям в силу своего возраста и психологических особенностей, а из этого следует, что они более внушаемы всевозможным экстремистским идеологиям. Во-вторых, именно посредствам таких образовательных учреждений как школа и университет возможно сформировать основу будущего общества через воспитание в подрастающем поколении таких социально значимых качеств как уважение к окружающим, способность к критической оценке информации, эмпатии и сопереживанию, а также гуманизма.

«Проще ненавидеть кого-то, когда Вы их не понимаете. Поэтому интегрированные общества и сообщества часто более здоровы и стабильны, чем те, которые разделены по определенным критериям. В современной системе образования существует повышенный риск усиления сегрегации из-за появления все большего числа школ, которые построены вокруг идеологий (веры и класса), неизбежно приводящих к той или иной форме отбора».

Очень важным аспектом профилактики экстремистских настроений выступает подготовка квалифицированных кадров, которые смогли бы на научном уровне выработать и обосновать систему мер борьбы с данным явлением. В ведущих ВУЗах мира осуществляется подготовка студентов по специальности «Безопасность, разведка и противодействие терроризму».

ПРОФИЛАКТИКА МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВСИСТЕМЕПРЕВЕНТИВНЫХ МЕР ПО БОРЬБЕ С ЭКСТРЕМИЗМОМ И ТЕРРОРИЗМОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральный закон РФ «О безопасности» от 28 декабря 2010 года, устанавливает принципы государственного подхода к обеспечению безопасности в образовательных учреждениях. Он предусматривает защиту молодежи от возможности вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность, в нем сформулированы основные цели и задачи образования в области профилактики экстремизма, так как именно система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России».

Для нашего государства крайне важное значение имеет «воспитание патриотов России, граждан, правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов», «формирование культуры мира и межличностных отношений»; «включение молодежи в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом».

Одним из основных блоков профилактики молодежного экстремизма должно являться правовое воспитание детей и подростков с целью повышения правовой культуры и правосознания, которое должно осуществляться в системе образования. Многие исследователи на сегодняшний день отмечают низкий уровень правосознания молодежи. К сожалению, государство недостаточно уделяет внимание вопросу повышения уровня правовой культуры. Именно поэтому современное общество крайне нуждается в формировании эффективного механизма, повышающего её уровень. Обучение и воспитание как специфические целенаправленные процессы передачи и усвоения правовой информации являются необходимым условием формирования правосознания молодежи, ибо представляют собой важнейшее средство распространения основных политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры. В процессе воспитания личности не только сообщаются нормы поведения, но и одновременно производится корректировка ее действий в соответствии с этими нормами, осуществляется вовлечение человека в практическую деятельность, организуется контроль над его поведением. В ходе обучения и воспитания у человека формируется уважение к закону, а вследствие этого и привычка его соблюдения. Именно в процессе обучения и воспитания формируется такое свойство личности, как способность к самостоятельному контролю своих действий и их оценке с правовой точки зрения, и на этой основе вырабатывается способность к самовоспитанию.

Правовое образование и воспитание личности необходимо выстраивать как многоуровневое и непрерывное. Оно должно начинаться в школе и продолжаться в течение всей жизни. Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию – положительное отношение к праву, правовым явлениям и потребностям к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Потребность такого рода должна характеризоваться своей насыщенностью, прежде всего для нового поколения молодежи, для которых проявление жестокости и совершение противоправных действий могут являться нормой жизни. Для обеспечения правового воспитания детей ещё со школьного возраста необходимо вводить в учебный процесс такую дисциплину как «Право». Важно, чтобы дети в школьном возрасте начали изучать основы права, его структуру и социальное назначение. Также важными мероприятиями в этом направлении являются классные часы, открытые уроки и тематические игры на знание законов, прав, свобод и обязанностей гражданина. Также стоит упомянуть такое мероприятие, как дебаты по правовым, а в старших классах – по политическим вопросам. Названные мероприятия позволят со школьного возраста воспитывать в детях правовую культуру.

Ещё одним важным направлением профилактики экстремизма в молодежной среде является патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – это система целенаправленной деятельности всех ступеней образования и государственных организаций по формированию у граждан (общества, личности) патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Патриотическое воспитание является фундаментом развития личности, государства и общества в целом. Оно также опорой жизнеспособности и необходимым условием эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Развитие гражданственности и патриотизма подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений внутренней и внешней политики России. Правовой основой и нормативными источниками патриотического воспитания на современном этапе являются: Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «О ветеранах», «О днях воинской славы», «О гражданстве РФ» и др. Одну из основных ролей в реализации патриотического воспитания берет на себя система образования РФ. Для реализации данной функции Министерством образования РФ разрабатываются направления патриотического воспитания подрастающего поколения по профилактике экстремизма.

На данный момент можно выделить 4 основных направления:

1) Духовно-нравственное направление, включающее в себя:

формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к родине и своему народу; воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям; формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего отечества; воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

2) Культурно-историческое направление, предполагающее:

воспитание у подрастающего поколения любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям; вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы; формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

3) Гражданско-правовое направление, ориентированное на:

изучение государственной системы РФ, значение её конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России; формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности; формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм; развитие реально действующего школьного самоуправления.

4) Военно-патриотическое направление, включающее в себя:

изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны; сохранение воинских традиций, связи поколений защитников родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций; формирование позитивного образа вооруженных сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Для реализации данных направлений происходит организация различных мероприятий. В школах проводятся открытые тематические уроки ОБЖ, празднование памятных дней, месячники по гражданско-патриотическому воспитанию, олимпиады по Истории Отечества, посещение музеев воинской славы, а также памятных мест и т.д. На уровне ВУЗов для студентов организовываются межвузовские и всероссийские научно-методических семинары, конференции по проблеме «Патриотическое воспитание молодежи: проблемы, пути их решения» и др. Говоря о роли учреждений высшего профессионального образования в профилактике молодежного экстремизма, необходимо обозначить ресурсы, за счет которых возможно осуществление этих мероприятий.

Первым коммуникативным ресурсом профилактики экстремистских проявлений является содержание и сущность образовательного процесса. Развитие универсальных способностей человека выступает целью педагогического деятельности. Совершенствование участника образовательного процесса возможно осуществить за счет расширения программного содержания гуманитарных дисциплин и конкретных социально-гуманитарных теорий, гуманистического потенциала фундаментальных концепций образования как выстраивания целостной личности. Эти теории должны стать базисом для современных образовательных программ и прикладных педагогических технологий, развивающих креативный тип мышления и рациональные основания общения.

Следующий фактор – это университетская среда. Экстремизм невозможен, в условиях свободной коммуникации, открытого диалога образовательного процесса. Представители различных типов мировоззрения, взглядов, традиций, вступая общественный диалог, с необходимостью выстраивают поле обмена значениями, смыслами, единые стандарты коммуникации, контролируемые и принимаемые всеми участниками процесса. Форма организации учебного процесса студенческого сообщества отторгает проявления крайностей.

То же можно сказать и о вне учебной деятельности, проходящей под эгидой учреждений высшего образования: культурно-массовых, досуговых, спортивных, трудовых, волонтерских и прочих мероприятиях, акциях и кампаниях. Вне образовательного ресурса университета – это большая часть курируемой отделами воспитательной работы. Эта деятельность может осуществляться в форме съездов, форумов, слетов, концертов, соревнований и т.д.

Все выше сказанное относится не только к высшей школе, но также и к среднему и средне-профессиональному уровню образовательной системы. Однако, есть еще один ресурс развития коммуникативного пространства, потенциал которого у высшей школы значительно превышает таковой у предшествующих ступеней образовательного процесса – это образовательная социальная мобильность. Сам факт обучения студентов, работы преподавателей в учреждениях из других регионов, в том числе за счет программ обмена, стажировок позволяют не только студентам, органично проникать в новую для себя социокультурную среду, перерабатывая и осмысливая такой опыт, но и преподавателям быть проводниками научных идей, ценностей, норм, образцов поведения, которые зачастую существуют только на уровне форм знания и, следовательно, не способных быть переданными без личного контакта.

Таким образом, для обеспечения профилактики молодежного экстремизма Министерством образования РФ совместно с образовательными учреждениями разрабатываются направления борьбы с данным явлением. Главным из них является профилактика проявлений экстремизма среди молодежи. Ключевыми «блоками» профилактики являются: правовое воспитание детей и подростков с целью повышения правовой культуры и правосознания, а также патриотическое воспитание. Для осуществления данных задач профилактические мероприятия проводятся как в общих, так и в профессиональных образовательных учреждения. Высшие учебные заведения имеют ряд коммуникативных ресурсов для их осуществления: содержание и сущность образовательного процесса, университетская среда, вне учебной деятельности, проходящая под эгидой учреждений высшего образования и др. Все выше указанное способствует предупреждению возникновения и развития экстремистских настроений в молодежной среде.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА

Одно из первостепенных мест в вопросах профилактики экстремизма занимает информирование молодежи по основным аспектам данного явления. В век информационных технологий важную роль в этом вопросе играет сеть Интернет, так как эта площадка выступает основным коммуникативным средством.

С целью продвижения доступной для понимания пользователей информации о позиции научного сообщества по проблематике антитеррористической деятельности, ее социально-экономических аспектах, эффективности действий всех ветвей российской власти на данном направлении был создан портал проекта «Наука и Образование против террора». Его партнерами выступают: Министерство науки высшего образования Российской Федерации, общественно-политический образовательный портал «Новое знание» и ряд крупных ВУЗов страны. Участники данного проекта ставят перед собой задачу объединить усилия ученых, преподавателей и студентов для научного противодействия насилию и террору путем всестороннего освещения данной проблемы, а также осуществлением информационной поддержки планируемых и проводимых научных конкурсов, и конференций по антитеррористической тематике. Нами был проведен выборочный анализ официальных сайтов ряда ВУЗов на вопрос содержания и полноты информирования разделов, посвященных заглавной тематике.

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханов

На главной странице РЭУ им. Г. В. Плеханова в нижней строке имеется ссылка на раздел «Противодействие терроризму». На основной странице раздела содержится информация о правовой основе противодействия терроризму, об основных принципах данной деятельности в РФ, а также номер телефона доверия. Помимо этого, присутствуют разделы с полезными материалами по исследуемой тематике: Информационно-аналитический вестник РЭУ; Научные разработки; Методические рекомендации; Практические пособия; Фото и видеоматериалы.

Также имеются полезные ссылки на Интерактивную карту антитеррористической деятельности, размещённую на сайте «Национального центра информационного противодействия экстремизму и терроризму в образовательной среде и сети Интернет» и на раздел проекта STOPTERROR на сайте Общественной палаты Российской Федерации.

На наш взгляд, на сайте РЭУ им. Г. В. Плеханова содержится необходимая информация по противодействию идеологии экстремизма и терроризма. Однако из возможных направлений совершенствования можно отметить необходимость акцентирования внимания пользователей на данный раздел, так как нижняя строка является неброской и редко вызывает интерес у посетителей сайтов.

Московский государственный технический университет им. Н. Э Баумана

На официальном сайте МГТУ им. Н. Э. Баумана в верхней части главной страницы имеется закладка Активность, кликнув на которую, открывается активный список, один из пунктов которого именуется Антитеррор. На данной странице имеются следующие разделы: Новости, объявления, статьи и интервью; Действия при угрозе террористического акта (содержит телефоны экстренного реагирования, PDF-файлы с необходимыми инструкциями, а также ссылку на раздел проекта STOPTERROR на сайте Общественной палаты Российской Федерации); Терроризм в современной России (содержится историческая информация о террористических актах в современной истории России, виды терроризма, основные факторы роста террористической активности и т.д); План мероприятий по профилактике терроризма.

Помимо этого, на странице содержится раздел «Полезные ссылки», через которые можно осуществить переход на сайты «Наука и образование против террора», «Журналисты против террора», ФСБ России, МЧС России, а также на Интерактивную карту антитеррористической деятельности, размещённую на сайте «Национального центра информационного противодействия экстремизму и терроризму в образовательной среде и сети Интернет».

Раздел Антитеррор на официальном сайте МГТУ им. Н. Э Баумана наполнен всей необходимой информацией о заглавном явлении, также он имеет очень удобную навигацию, так как для перехода к следующему разделу достаточно просто спуститься ниже по страницу. Стоит отметить наличие очень важных документов с инструкциями о действия при угрозе террористического акта, открывая к ним свободный доступ для всех пользователей сайта.

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева

В верхней части главной страницы официального сайта МГУ им. Н. П. Огарева имеется закладка «Студентам», осуществив переход по которой можно найти раздел Антитеррор. На данной странице присутствуют следующие активные ссылки: О проекте (содержится информация об террористических актах в современной истории России, диаграмма «Количество человек, пострадавших в террористический актах», а также телефоны экстренных служб РФ); Понятие терроризма (содержится толкование понятия «терроризм» в современной юридической литературе, а также выдержка из Федерального Закона РФ «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ, содержащего в себе данную дефиницию; перечень присущих признаков; понятие экстремизма; возможные причины ранее названных явлений); Виды терроризма (приводится характеристика различных видов терроризма: левый, исламский, религиозный, политический, национальный; неорганизованный и организованный); История мирового терроризма (периодизация терроризма с Древнего мира до Новейшего времени); История возникновения терроризма в России (историческая сводка по возникновению и развитию терроризма в России).

Интернет-ресурс МГУ им. Н. П. Огарева имеет весьма полную информационную базу по вопросам противодействия терроризму. Так же хотелось бы отметить удачное расположение раздела Антитеррор в наиболее посещаемой студентами закладке.

Мордовский государственный педагогически университет им. М. Е. Евсевьева

На главной странице официального сайта МГПУ им. М. Е. Евсевьева расположена закладка «Об МГПУ», позволяющая перейти в раздел «Противодействие экстремизму и терроризму». На данной странице представлен План мероприятий по противодействию идеологии терроризма и экстремизма, обеспечивающие воспитание культуры гражданской солидарности, межнационального согласия среди студентов но 2018-2019 учебный год, а также имеется несколько информационных листовок различного содержания: понятие символики экстремистской организации и экстремистских материалов, выдержка из ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» №114-ФЗ от 25 июля 2020 г., понятие и виды экстремизма, способы сообщения об обнаружении информации экстремистского характера, а также информация об уголовной и административной ответственности за преступления и правонарушения, имеющие признаки экстремистской деятельности. Помимо ранее анализируемого раздела, на официальном сайте МГПУ им. М. Е. Евсевьева в нижней активной строке страницы содержатся полезные ссылки, в числе которых хотелось бы отметить ссылки на сайты «Наука и образование против террора» и «Национального центра информационного противодействия экстремизму и терроризму в образовательной среде и сети Интернет». Информация, представленная студентам МГПУ им. М. Е. Евсевьева на официальном интернет-портале ВУЗа относительно противодействия идеологии экстремизма и терроризма представлена в наглядной и доступной форме с приемлемым сжатием материала. Как вариант совершенствования данного информационного ресурса может выступить дополнение раздела сведениями о конкретных террористических актах для более полного отображения сути явления, а также возможно включение характеристики исторического развития исследуемого явления.

Необходимо отметить, что далеко не все ВУЗы РФ имеют на своих официальных сайтах подобные Интернет-ресурсы противодействия идеологии экстремизма и терроризма. На наш взгляд, это является серьезным упущением со стороны администраций этих учебных заведений, так как должный уровень осведомленности является первостепенной мерой профилактики экстремистских взглядов в молодежной среде. Таким образом, анализ показал, что, в той или иной степени, выбранные для исследования организации высшего образования обеспечили на своих интернет-порталах необходимый объем информации для первичного информирования молодежи с целью противодействия распространения идеологии экстремизма и терроризма.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Профилактика молодежного экстремизма на данный период является одной из важных задач, стоящих не только перед образованием, но и перед всем обществом в целом. Для этого необходима реализация комплекса мер по проведению данной политики во всех сферах общественной жизни.

Молодёжь – это большая группа, которая имеет специфические социальные и психологические черты, определяемые возрастными особенностями, а также тем, что их социальное, экономическое и политическое положение находятся на стадии становления. Вследствие этого молодежный экстремизм имеет существенные отличия от взрослого.

Молодежный экстремизм представляет собой индивидуальное, но чаще социально-групповое проявление крайних взглядов, неумеренных в нравственном и правовом отношениях средств и способов организации жизни части молодежи как особой социальной группы. Отличительными чертами молодежного экстремизма являются неорганизованность, стихийность, нехватка опыта для полномерного проведения своих акций, размытость идеологических представлений о существе отстаиваемых интересов, большая активность и жестокость, использование сети Интернет для распространения экстремистских настроений.

Основными причинами молодежного экстремизма являются: социологические особенности положения молодежи (неравенство социального положения по сравнению со взрослыми, разочарование, обида, внутренние конфликты, безразличие, агрессия, недостаточное внимание учебных заведений общественно-воспитательной работе), возрастные психологические особенности, неправильное воспитание детей и подростков в семье, падение общего уровня нравственной культуры общества и др.

В современном Российском государстве молодежный экстремизм можно классифицировать по трем основным течениям: молодежные экстремистские движения националистически-расисткой направленности; молодежные экстремистские движения религиозной направленности; молодежные экстремистские движения националистически-политической направленности. Для обеспечения профилактики молодежного экстремизма Министерством образования РФ совместно с образовательными учреждениями разрабатываются направления борьбы с данным явлением. Главным из них является профилактике проявлений экстремизма среди молодежи. Ключевыми «блоками» профилактики являются: правовое воспитание детей и подростков с целью повышения правовой культуры и правосознания, а также патриотическое воспитание. Для осуществления данных задач профилактические мероприятия проводятся как в общих, так и в профессиональных образовательных учреждения. Высшие учебные заведения имеют ряд коммуникативных ресурсов для их осуществления: содержание и сущность образовательного процесса, университетская среда, вне учебной деятельности, проходящая под эгидой учреждений высшего образования и др. Так же важную роль имеет информирование молодежи путем предоставления на официальных сайтах образовательных организаций Интернет-ресурсов противодействия идеологии экстремизма и терроризма. Данная мера имеет значение для формирования общего представления студентов об опасности выше названных явлений, а также о мерах профилактики их возникновения развития в молодежной среде.

Таким образом, через систему профилактической работы с молодежью, обеспечения правового, патриотического и нравственного воспитания, а также создания условий для ее творческой самореализации в рамках образовательных организаций, видится возможным минимизировать вероятность распространения идеологии и практики экстремизма в РФ, что означает обеспечение охраны жизни и здоровья граждан.

(Печатается в сокращении)

Миняева Елена, лауреат Всесоюзного Конкурса «Наука и образование против идеологии экстремизма, терроризма и религиозного фундаментализма», студентка 5 курса Мордовского государственного педагогического университет имени м. Е. Евсевьева