«Новые концептуальные подходы в реализации государственной национальной политики России на Северном Кавказе».

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Взаимоотношения и взаимовлияния русского народа и народов неправославного вероисповедания России всегда привлекали внимание, как ученых, так и политиков.

Россия с момента окончательного формирования как евразийской державы в XVI веке представляла собой многонациональное и поликонфессиональное  государство.

Представители разных этносов вошли в состав российского государства на разных этапах его становления и развития. Наиболее примечательна в этом отношении история продвижения российской власти на Кавказ, которая продолжалась несколько столетий и характеризовалась разнохарактерными мерами, начиная от привлечения местной знати на свою сторону, заканчивая откровенным военным давлением. Гюлистанский  мирный договор между Ираном и Россией, не только определил отношения  двух держав, но и предопределил судьбу народов Кавказа, и в частности Дагестана. В 2013 году исполнилось  200 лет вхождения народов Дагестана в состав России.  Безусловно, для народов Дагестана, это было историческое событие, которое дало им возможность освободиться от угнетений со стороны Ирана. Но, с другой стороны, начавшаяся вскоре Кавказская война под предводительством имама Шамиля, осложнила взаимоотношения между Российской империей и Дагестаном.

«О необходимости новой концепции в реализации  национальной политики России на Северном  Кавказе».

В настоящее время наиболее актуальными, наряду с проблемами экономического и политического характера, являются вопросы национального и интернационального взаимодействия, которые приобретают все более злободневный и актуальный смысл, обусловленный необходимостью целесообразного и правильного подхода к их решению в интересах каждого субъекта, региона, национального состава населения. Современная национальная политика в России, и в частности на Северном Кавказе,  должна опираться на выработанные в историческом прошлом  многовековые  традиции поликультурного взаимодействия.

Как показывает история, живя бок о бок, представители разных этносов и конфессий находили  точки соприкосновения и  взаимодействовали.

Обращаясь к ее истокам, можно говорить о сложном и многогранном  процессе вхождения  народов Северного Кавказа в состав Российской империи.

Отношения между различными этническими группами – одна из самых уязвимых сфер человеческих отношений. Зачастую эти проблемы порождаются и усугубляются наличием социально-экономических и политических кризисных явлений, которые, как показало развитие постсоветского общества, нередко оборачиваются этнофобиями, межэтническими конфронтациями и политическим противостоянием. На наш взгляд, не пересмотрев в корне национальную политику государства, Россия  в скором времени может потерять стратегически важные территории. В первую очередь, это касается Северного Кавказа, и в частности Дагестана. Мы, в последнее время становимся свидетелями многих теоретических и политических спекуляций на тему единого Северного Кавказа и его вхождения в состав Российской Федерации. На бытовом и даже в высших политических кругах России и республиках Северного Кавказа нередко слышатся призывы реанимировать так называемую Горскую республику, существовавшую в годы гражданской войны, и даже отделить регион, пологая, что таким образом можно решить проблемы терроризма и экстремизма.

Им вторят  разного толка религиозные экстремисты, которые лелеют надежду  возрождения  Халифата или  Имарата Кавказа.

Сегодня на Северном Кавказе  поднято знамя исламского радикализма, как  якобы объединяющего  фактора всех северокавказских народов. Но, мы  убеждены, что это  одна из  иллюзий, которая ничего кроме  проблем, в  регион  не принесла.  Вся опасность этих идей заключается в том, что это единство все  фундаменталисты видят вне России и буквально открыто призывают к  выходу Северного Кавказа из состава Российской Федерации.

Не секрет, что Турция ряд Западных держав не скрывают своих планов по отношению к Северному Кавказу.  Некоторые азербайджанские политики и общественные деятели открыто выступают за пересмотр международных договоренностей, в том числе итогов  Гюлистанского договора, с тем, чтобы вернуть в состав своего государства якобы их «исконных» территорий. Такие призывы лишь обостряют межнациональные отношения.

К сожалению, мы должны констатировать тот факт, что  в современной России произошла девальвация общих ценностей, которые объединяли  российское  общество в единую нацию. На смену эффективной советской идеологии, не пришла новая идеология, которая позволила бы сформировать в сознании людей идею о единстве российской нации и общероссийской идентичности.

Если вспомнить историю государства российского, то на протяжении 500 лет, именно русский этнос был носителем государственных традиций, выполнял объединительную миссию на огромном евразийском пространстве. Исполнение данной миссии было намного важнее и приоритетнее всех этнических и религиозных различий, которые, безусловно, имелись в полиэтничном государстве. Важно отметить, что на протяжении веков, культурно-историческое своеобразие народов, входивших в состав русской  государства, не являлись отрицательными факторами. А сегодня, к сожалению, «чужая» культура стал раздражающим обстоятельством, приводящим к обострению межэтнических отношений.

Аналитики считают, что сегодня в России сформирована база для политического старта русского национализма как наиболее интенсивно развивающейся «поисковой» идеологии. Понятно, что такого рода «поисковые» идеологии далеки от идеалов гражданского общества с сформированным правовым сознанием всех слоев населения.

Впервые мы сталкиваемся с русским этническим национализмом, который не способствует консолидации российского общества, а наоборот разобщает его. И, как следствие, приводит к этнократизму,  нацеленного на формирование собственного этнического государства.

Чем это опасно? Опасно тем, что,  этнос ради создания собственного этнического государства готов поступиться даже территориями, которые на его взгляд мешают созданию его собственной идиллии. При этом, вопросы касающиеся меркантильных интересов этноса, выше, чем интересы государства. Например, в современной России нередко можно услышать  призывы к отделению Северного Кавказа. Заметим, что данный регион играет ключевую роль для России, поскольку занимает важное геостратегическое, географическое и экономическое положение.  Это не безымянный «ряд отдаленных районов», а самая важная часть  государства, оформляющая его южные рубежи.

Именно геополитическим положением в первую очередь и привлекателен Северный Кавказ, это его главный ресурс, особенно в условиях продолжающихся попыток вытеснить Россию из Южного Кавказа

Ситуация усугубляется и тем, что гражданская идентичность только формируется, а национально-этнические идентичности в стране обладают уже достаточно  высокой степенью зрелости и полноты. Мы видим сегодня, как   национализм перерастает  в новые формы экстремизма и терроризма на религиозно-политической почве. А причина кроется в том, что  и сегодня  центральная  власть продолжает  действовать  на Северном Кавказе по рецептам генерала Ермолова, что вызывает негативную реакцию у народов региона.  На наш взгляд, сегодня, строя национальную политику на Кавказе, не лишним было бы вспомнить  князя Барятинского, который исходил из того, что на Кавказе не все берется «на ура», а само его покорение должно быть скорее нравственным, чем военным. Если бы не его философский подход, неизвестно еще, сколько лет могла бы продолжаться  кровопролитная Кавказская война.

Возможно, именно вот такого подхода не хватает  сегодня  для проведения национальной политики, будь то на Кавказе, или же в другом регионе России.  Об этом же пишут и  многие современные исследователи. В частности, Я. Гордин  по этому поводу пишет: «Когда униженная общность не может отстоять свое историческое достоинство средствами современными, то в ход идет идеализированное прошлое. И тогда происходящее, кажущееся абсурдным для одной стороны, оказывается фундаментально мотивированным для другой».

«Пути   решения межнациональных конфликтов в российском обществе».

Что же делать? На наш взгляд, для начала следует:

1. Решить  социальные проблемы российской глубинки, подняв  уровень жизни, русского этноса. Пока будет погибать русский народ от алкоголизма и безысходности, будет в нем сидеть  неприязнь к представителям других этносов.

2. Русский народ, а это более 80% населения страны, должен на деле ощутить не только свою численность, но и свою историческую значимость и ответственность.

Как  государствообразующий этнос страны, он должен  возродить в себе имперский дух, а остальные этносы страны должны оказать ему максимальную помощь, потому что это, прежде всего, в их интересах.

3. Создание институтов гражданского общества, на примере  национально-культурных автономий, способствующих к  адаптации мигрантов, поддержанию стабильной обстановки в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений (по примеру Ставропольского края).

И самое главное:

4. Вернуться к вопросу об административно-территориальном устройстве страны: государство должно стать либо русским унитарным государством с национально-государственными автономиями для остальных этносов, либо федерацией, построенной по территориальному признаку.

Как показывает мировой опыт, территориальные (земельные) федерации более жизнеспособны, чем федерации на этнической основе.

Что касается пункта № 5, то и социологические опросы  последних лет показывают устойчивую тенденцию роста среди населения страны сторонников лозунга «Россия — многонациональная страна, но русские составляющие большинство, должны иметь больше прав, ибо на них лежит основная ответственность за судьбу страны». Доля сторонников этой идеи в 1998 году составляла 20%, в 2008 — 31%, в 2011 — 49%. Доля же интернационалистов снизилась с 64% в 1998 году до 37% в 2011 году. А на сегодняшний день, эта цифра, безусловно, еще ниже.

Конечно, при проведении реформы административно-территориального устройства страны, надо учитывать, что Россия всегда была  и остается полиэтничным государством.

Все российские этносы, обладающие национальной автономией, являются коренными народами, живущими на своей исторической территории. Как этнические русские живут на своей исторической территории, так и многие другие российские этносы живут на своей исторической территории. Нужно  помнить, что  все национальные  этносы, проживающие на территории России - это не гости этнических русских,  а такие же россияне, но со своей культурой и ментальностью. Необходимо глубокое осознание того, что существует только один путь обеспечения надежного мира и безопасности – это путь толерантности. «Мы имеем все основания говорить о российском народе как о единой нации. Наши предки очень многое сделали для того, чтобы мы чувствовали это единство. Это наша историческая и наша сегодняшняя реальность. Представители самых разных этносов и религий в России ощущают себя – действительно единым народом. Мы обязаны сохранить и укрепить наше национальное и историческое единство», - подчеркивает и Президент Российской Федерации В.В.Путин.

Необходимо, на наш взгляд, максимально учитывать национальное своеобразие (культуру, быт, язык, менталитет и т.д.) каждого народа и интересы в целом Российской Федерации. Мы должны научиться стать терпимее  друг к  другу, уметь находить компромисс. Вся  история человеческого общества показывает, что  только уважение к живущим рядом, понимание  их культуры  - единственный  путь к  межнациональному согласию.

Универсальных рецептов для решения проблем в сфере межнациональных отношений не существует, но, несмотря на это, отходить от поисков оптимальных вариантов решения наболевших проблем нельзя. Исторический опыт показывает, что  попытка загнать этнонациональные  проблемы вглубь, отложить решение до лучших времен оказываются, в конечном итоге,  опасными.

В   реализации  государственной национальной политики  на Северном Кавказе государство должно учитывать, что народы Северного Кавказа в составе России являются не  объектами истории, а его субъектами, активными участниками всемирно-исторического творчества великой державы.

Огромные пространства России предполагают имперскую великодержавность как символ причастности к всемирно-историческому социальному творчеству и стержень национальной идентичности. На наш взгляд, в современной России для объединения народов не хватает не модного мультикультурализма, а имперской великодержавности Российского государства.

Оксана Мутиева, Дагестан.

Обновлено ( 14.03.2016 18:12 )