ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Происходящие в нашей стране и в мире глобальные социально-экономические, политические преобразования, коснувшиеся всех сфер общественной жизни, наряду с положительными изменениями привели и к значительному  росту негативных явлений. Крайне острой в настоящее время является проблема экстремизма, который оказывает влияние на все группы населения.  И, главное, влияет на восприятие молодым поколением существующей действительности.

 

Семья, школа, институт, улица, общественный транспорт, «очередь в магазине», ТВ и FV, «одна баба сказала» и т.д. – все это «облако информационного пространства» оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, как общества, так и отдельных его слоев.

Одной из разновидностей экстремизма является социальный   экстремизм, стремящийся в настоящее время занять все более высокие позиции, причиняя ущерб обществу и государству. Его главной идеей является социальное неравенство современного общества. Основой проявления  социального экстремизма служит  не расовая, религиозная или национальная вражда и ненависть, а противостояние классов общества. Классовая нетерпимость характеризовала общества различных государств на протяжении всей их истории, и это явление существует и сейчас. Причины  негативного отношения классов и различных слоев населения друг к друг могут быть разные, но главными остаются различия в социальном статусе, в наборе прав и обязанностей.

Сущность  социального   экстремизма определяет мотив противоправных действий – социальная неприязнь, которая порождает и пропагандунеполноценности индивидов по социальному признаку, и нарушение прав и свобод человека и гражданина по тому же признаку.

Многообразие причиняемого экстремистской преступностью вреда социуму чрезвычайно широко. Его проявления включают в себя не только причинение  материального ущерба обществу и государству, но и лишение жизни конкретных индивидов. Разрушая жизненный уклад общества изнутри, социальный экстремизм стремится овладеть умами абсолютного большинства населения, но наибольший интерес для данного экстремистского течения представляют дети, которые являются нашим будущим, главной ценность любого народа и государства. Государство, которое не в состоянии защитить детей от социального экстремизма, не имеет будущего.

Под деятельностью социального экстремизма понимаются, понимается пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку социальной принадлежности или социального происхождения. «Социальный экстремизм» – это общественное явление, посягающее на социальные устои, общественную справедливость и равноправие граждан, целью которого является пропаганда превосходства одного класса над другим и воплощение этих идей в действиях.

То, что в нашей стране широко распространен социальный экстремизм, который выражается в таких явлениях, как пропаганда экстремистских идей, нарушение прав и свобод человека, причинение вреда здоровью и имуществу в связи с социальной принадлежностью или социальным происхождением человека – это аксиома, которая не требует обоснования. Так называемые «молодежные движения», которые контролируются «неформальными молодежными движениями» экстремистской направленности, прямо или косвенно способствуют разложению нашего общества.

Как общественно-политическое явление экстремизм возник в результате действий деструктивных политических сил, общественных групп, направленных на распространение – через насилие – собственных взглядов на политическое и социально-экономическое устройство, межгосударственные отношения. Направленность действий и определяет сущность данного вида экстремизма. А сущность, в свою очередь социального экстремизма, определяет мотив противоправных действий – социальная неприязнь, которая порождает и пропаганду неполноценности по социальному признаку, и нарушение прав и свобод человека и гражданина по тому же признаку. Проникнув во все сферы жизнедеятельности общества, стремительно увеличивая масштабы своих действий, идеология экстремизм стала одной из угроз национальной безопасности России.

Самыми незащищенными от угрозы влияния данного явления оказались дети. Дети - самая уязвимая социальная группа для экстремистов. Известно, что несовершеннолетним свойственен максимализм. Деструктивные силы используют эту возрастную особенность в экстремистских целях, нередко пытаясь под предлогом якобы патриотического воспитания навязать подрастающему поколению радикальные идеи.

Ухудшение положения детей в обществе и государстве, снижение уровня жизни и реальных доходов родителей, обвальное закрытие и сокращение культурно-досуговых, спортивных, творческих и других детских учреждений, сокращение финансирования социальных программ, неисполнение федеральных и региональных законов, направленных на охрану и защиту прав детей, приводит к тому, что у значительной их части формируются антиобщественные взгляды, способствующие росту детской преступности и вовлечению детей в незаконные формирования и группировки.

Именно антиобщественная установка в процессе становления личности несовершеннолетнего порождает преступленные взгляды и идеи.  В настоящее время негативное настроение в обществе еще более усиливается под действием различных экстремистских группировок, которые все больше втягивают в свою деятельность детей. Начиная с 1987 года, в России фиксируется непрерывный рост числа несовершеннолетних преступников. Если в 1987 году их было 117 тысяч, то в 1996 году уже 202 877 человек, или на 76% больше. Все чаще и чаще дети подвергаются не только насилию со стороны взрослых, но  и становятся жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов.

Признав кризисное положение детей в современном обществе, государство делает последовательные шаги по изменению своей политики в области обеспечения, охраны и защиты прав и законных интересов детей. Но эта проблема должна решаться не только со стороны государства. Следует  определить круг факторов и явлений, влияющих на формирование личности ребенка, создать все необходимые условия для его развития, исключая  негативные процессы. Они впоследствии и формируют его личность, отражающую социальную сторону его развития, его общественную сущность.

Факторами преднамеренного воздействия на личность выступают государственный строй и политика государства, наука, школа, обучение и воспитание, условия труда и быта, семья, культура и традиции государства, многое другое.

На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.

Воспитание рассматривается как важнейший фактор, так как это социально слаженная система воздействия на подрастающего человека для передачи уже накопленного обществом  опыта. Дети  обычно  стремятся  подражать поведению  других  людей  и  наиболее  часто  тех,  с  которыми

они  чаще всего контактируют и чье поведение часто наблюдают.

Общение  в  семье  позволяет  ребенку  выработать  собственные  взгляды,  нормы,  установки,  и  идеи.  Развитие  ребенка  будет  зависеть  от  того,  насколько  хорошие  условия  для  общения  предоставлены  ему  в  семье,  развитие  также  зависит  от  четкости  и  ясности  общения  в  семье.

Социальная среда также имеет немаловажное значение в развитии личности: уровень развития общества  и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей. У ребенка формируется потребность общения с окружающими, что становится важнейшим источником его разностороннего развития.

Домашняя и социальная среда могут оказывать и отрицательное воздействие: пьянство и конфликты в семьях, грубость и невежество, вопиющее унижение детей. Все это становится почвой для агрессивного настроя ребенка. Дети из неблагополучных семей чаще других попадают под влияние группировок экстремистского толка и не только. Учителя и воспитатели должны уделять больше внимания детям, растущим в неблагополучных и неполных семьях. Помимо семьи и родителей огромную роль в становлении и развитии личности ребенка играет школа и учителя. Учитель – самый авторитетный человек для ребенка-первоклассника. Отношение учителя к детям, к их деятельности – самый действенный фактор, формирующий поведение детей.

Вышеперечисленные факторы оказывают огромное значение в формировании правильного отношения детей ко всему и всем, вне зависимости от этноса, социальной группы, от правовых, моральных, экономических, политических и религиозных идей тех людей, которые окружают ребенка.

Но, помимо семьи, школы, друзей и товарищей, ребенок подвергается влиянию еще множеству явлений, происходящих вокруг него. В опасности от влияния экстремистских группировок и их участников, дети находятся тогда, когда они остаются предоставленными сами себе, то есть во внеурочное время, вне дома и т.д. Гуляя на улице, идя в школу или из нее, ребенок не защищен от посторонних людей, от той информации, которую они могут преподнести, оставшемуся без присмотра, ребенку.

То, что дети не получают в кругу семьи и друзей, они пытаются решить с помощью различных организаций, среди которых значительная часть экстремистского толка.

В настоящее время как основную сферу активной деятельности радикалов выделяют Интернет. Именно во «всемирной паутине» они получают свободу действий по разработке идей и распространению экстремистской информации. В отличие от реального общества, радикальное Интернет-пространство быстрее обучает потенциальных экстремистов радикальной риторике.

Со второй половины 90-х годов противодействие экстремистским тенденциям в Интернете стало важнейшим направлением антиэкстремистской деятельности передовых западных государств. Именно поэтому зарубежный опыт борьбы с проявлениями экстремизма в Интернете, как в сфере идеологии, так и в области законодательства представляет значительный интерес.  Следует отметить, что несовершеннолетние правонарушители отличаются более остро выраженными эмоциональными особенностями подросткового возраста: недостаточная зрелость мышления и сознания, повышенная эмоциональная возбудимость, легко переходящая в агрессию, повышенная потребность в самоутверждении любыми средствами, инстинкты подражания.

Большая часть преступлений крайне радикального характера совершается несовершеннолетними в составе группы. Это очень важное отличие преступности несовершеннолетних и экстремизма несовершеннолетних.

Таким образом, стремление подростков к объединению, совершению различных действий экстремистского характера в составе группы - одна из  важнейших причин развития данного противозаконного явления не только в нашей стране, но и во всем мире.

В среднем до 80 % участников группировок экстремистской направленности составляют молодые люди в возрасте от 13 до 20 лет. Причинами вступления в ряды экстремистов могут послужить: желание участвовать в активной деятельности, стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их взгляды, убеждения, направленность на агрессивное поведение, а также потребность выразить протест и почувствовать свою независимость.

Понимая серьезность возникшей в обществе проблемы и угрозы попадания ребенка в зону действия экстремистов, необходимо четко сформулировать основные меры и правила поведения родителей и учителей, в целях предотвращения столкновения ребенка с экстремистскими идеями и лозунгами.

Прежде всего, каждый родитель должен разговаривать со своим ребенком. Родители должны знать, кто входит в круг общения их детей, как они проводят свободное во вне учебных занятий время и что его волнует и интересует. Нужно обсуждать политическую, социальную и экономическую обстановку в стране и мире, межнациональные отношения. Дети должны знать о необходимости толерантного отношения ко всем людям, вне зависимости от расовой и национальной принадлежности, политических и религиозных взглядов и убеждений и т.д. Подростку трудно самостоятельно разобраться во всех подобных вопросах и именно этим экстремисты часто пользуются, разъясняя происходящие в мире события с точки зрения своей идеологии.

Активность ребенка, его энергию и свободное время  нужно направить на его развитие и «правильные» увлечения. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы, музыкальные и художественные школы заинтересуют и займут ребенка, предоставят возможность для самореализации и самовыражения подростка, расширят круг общения, помогут найти друзей, разделяющих его взгляды и интересы. Отдавая ребенка в клуб, секцию, школу учреждения дополнительного образования, родители должны ознакомиться с деятельностью, осуществляющейся в данной организации, методами и способами, с помощью осуществляется обучение.

Не следует забывать и о контроле над информацией, поступающей ребенку. Экстремистские лозунги и идеология может содержать в книгах, которые он читает, в передачах, которые он смотрит и т.д. Источники информации являются главным оружием экстремистов в привлечении в свои группировки новых участников, особенно детей и молодежь. Но, даже соблюдая все меры профилактики и уделяя должное внимание детям, не всегда удается полностью оградить их от экстремистского влияния. Учащаются случаи совершения преступлений несовершеннолетними на почве социального неравенства.

Попав в экстремистскую группировку, ребенок проявляет ряд признаков, с помощью которых можно определить его радикальные настроения по отношению к тем или иным действиям, явлениям или людям. Поведение и манера общения становится грубей и более резкой. Появляются новые слова и выражения. Ребенок становится агрессивней относиться к окружающим. Можно наблюдать и изменения в стиле одежды. Среди литературы, которой увлекается ребенок, может оказаться много текстов и изображений экстремистко-политического или социально-экстремального содержания. Зачастую дети, оказавшись вовлеченными в экстремистскую группировку в разговорах на политические и социальные темы, крайне негативно высказываются, выражая свою нетерпимость.

Обнаружив, что ребенок попал экстремистскую организацию, родители должны принимать необходимые меры. Следует поговорить с ним и попытаться выяснить причину радикальных настроений и экстремистских идей.  В общении нужно быть осторожным в высказываниях и ненавязчивым, чтобы избежать резкой негативной реакции.  Необходимо попытаться ограничить общение ребенка с участниками группировки и изолировать его от информации содержащей хоть малейшие намеки на экстремистские идеи. Крайней мерой  предотвращения ухудшения ситуации может стать обращение к психологу.

В качестве правовых причин распространения экстремизма, которые относятся к наиболее важным,  представляется необходимым указать недопустимо длительное отсутствие правовой базы борьбы с экстремизмом.

В европейских странах был принят ряд документов регламентирующих вопросы противодействия экстремизму в СМИ - Европейские конвенции: о совместном кинопроизводстве (1992 г.), о трансграничном телевидении (1989 г.), о компьютерных преступлениях (2001 г.); Рекомендации Комитета Министров государств – членов Совета Европы: № R (89)7 относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание, от 22 апреля 1989 г. и № R (97)19 «О демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации» от 30 октября 1997 г.; Директива о вещании ЕЭС; Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты и др.).

Проблема предупреждения экстремистских проявлений в подростковой среде существует и приобретает все большее значение.

Таким образом, социальным экстремизмом является общественное явление, посягающее на социальные устои, общественную справедливость и равноправие граждан, целью которого является пропаганда превосходства одного класса над другим и воплощение этих идей в действиях.

Сущностью социального экстремизма является направленность противоправных действий данного явления, которое основывается на социальной неприязни и  порождает пропаганду неполноценности по социальному признаку.

К основным факторам, влияющим на формирование экстремистских идей у ребенка следует отнести:

- ослабление воспитательного направления работы с детьми;

- кризис института семьи и семейного воспитания;

- некомпетентный подход учителей и воспитателей в работе с несовершеннолетними;

- ухудшение условий жизни, неопределенность ситуации;

- широкое распространение современных средств массовой коммуникации и информатизации и т.д.

Система противодействия экстремизму в нашем государстве функционирует не столь эффективно, как того требуют современные реалии. Особенно  это касается мер по профилактике детского экстремизма и защите прав детей в сложившихся условиях.

Общество еще не в полной мере осознало степень опасности этого явления для российской государственности, многонационального и многоклассового российского народа. Каждый  из нас должен помнить, что основной «группой риска» влияния экстремистов являются дети - будущее поколение, которое необходимо защищать от любых негативных явлений, в том числе и социального экстремизма.

Главными направлениям по защите прав и законных интересов детей в сложившихся условиях настоящего времени являются:

- действия по привлечению общественности и родителей для осуществления контроля поведением и воспитанием детей;

- установление связей с молодежью, детскими и молодежными общественными организациями,

- проведение бесед в школах, учебных заведениях;

- разработка законодательной базы в сфере регулирования СМИ и сети Интернет, в целях предотвращения появления информации экстремистского толка;

- создание государственного органа, специализирующегося на контроле над  всеми видами дискриминации - этнической, религиозной, половой, возрастной, дискриминации по убеждениям или по инвалидности, а также по состоянию здоровья, который будет в первую очередь призван рассматривать индивидуальные жалобы и помогать жертвам прямой дискриминации.

Учитывая исключительную серьезность, возникшей проблемы развития социального экстремизма в молодежной среде, следует предпринять все меры по обеспечению безопасного развития населения страны и всего человечества, а значит защитить детей, их права и законные интересы от попадания под влияние экстремистов. Мы должны научить детей культуре мира, любви к своей Родине, патриотизму на основе уважения истории и культуры свой страны, населяющих ее народов и уважения ЛИЧНОСТИ.

Список использованных источников
1. Арутюнов Л.С., Касьяненко М.А. «Профилактика асоциальных проявлений этнического характера в молодежной среде».
2. Бирюков В.В. «Еще раз об экстремизме».
3. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. «Парадоксальный молодой человек».
4. Истомин А.Ф., Лопаткин Д.А. «К вопросу об экстремизме».
5. Международный терроризм: Глоссарий, аналитические материалы, документы: Научно-справочное издание / Под общ. ред. О.А. Колобова.
6. Никитина Е.М. «Актуальные проблемы охраны прав детства в современной России, пути решения этих проблем».
7. Парыгин Б.Д.» Основы социально-психологической теории».
8. Соловейчик С. М. «Педагогика для всех».
9. Социология молодежи / Под ред. Кузнецова В.Н. М., Волтерс Клувер.
10. Юдин А.В. «К вопросу о взаимодействии Вооруженных Сил Российской Федерации и внутренних войск МВД России при защите конституционного строя».
11. Якиманская И. С. «Личностно-ориентированное обучение в современной школе».

Сурайкина Ольга,  Саранск, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева



Обновлено ( 01.03.2014 13:41 )