ОЦЕНКА РАСПРОСТРАНЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Прошедшее десятилетие в России ознаменовалось резким подъемом массовой этнофобии и межнациональной агрессии, причем достигнутый вначале 2000-х гг. уровень с тех пор изменился незначительно и распространен во всех слоях общества. Так, по разным оценкам более трети россиян (35%) уверены, что многонациональность России приносит ей больше вреда, что во многих бедах России виноваты люди «нерусской» национальности, а идею «Россия – для русских» так или иначе, поддерживают 59% опрошенных. Причем 19% – в основном низы и социальная середина – поддерживают ее в «чистом» виде, безоговорочно («давно пора»).

В этой связи помимо мер по пресечению проявлений этнического и религиозного экстремизма необходимо предпринимать и серьезные профилактические меры. Актуальным становится общественный запрос на формирование в молодежной среде нового представления о России как о стране широких возможностей для всех людей, вне зависимости от вероисповедания, национальности и цвета кожи; на формирование и продвижение новой модели поведения, основанной на уважительном отношении к представителям всех национальностей.

Особенно актуальным является изучение распространенности экстремистских настроений в таком экономически-привлекательном для мигрантов и, как следствие, многонациональном, регионе как Ханты-Мансийский автономный округ. Освоение нефтяных и газовых месторождений ХМАО началось во второй половине 20 века, что привлекло сюда рабочую силу из всех республик бывшего СССР. В настоящее время округ переживает вторую волну миграции, вызванную сложной экономической ситуацией в республиках Закавказья и Средней Азии.

Большой приток рабочей силы, негармоничная ассимиляция приезжих и, зачастую, несоответствующее  общепринятым нормам поведение, вызывает негативные реакции со стороны местных жителей. Все это может привести к возникновению межнациональных конфликтов.Важное значение для преодоления религиозного и национального экстремизма имеет мониторинг его предпосылок и проявлений в различных социальных группах, в том числе – в студенческой среде.

В этой работе впервые выполнено исследование, направленное на изучение причин и условий возникновения национального и религиозного экстремизма среди студентов на примере ведущих ВУЗов ХМАО.

Полученные данные позволяют выявить наиболее типичные причины возникновения национальной и религиозной неприязни у лиц молодого возраста, проживающих в полиэтническом регионе, проанализировать распространенность и условия возникновения национального и религиозного экстремизма, а также, может быть, ОПРЕДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТУАЦИИ В СТРАНЕ, ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ.

Экстремистская деятельность или экстремизм в правовом смысле представляет собой – противоправные действия организаций и (или) физических лиц по осуществлению террористической деятельности; возбуждению национальной, расовой или религиозной вражды; воспрепятствованию законной деятельности религиозных объединений или совершению религиозных обрядов, законному проведению собраний, митингов, демонстраций, уличных шествий и пикетирования; организации и осуществлению массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма в связи с политической, расовой, национальной или религиозной нетерпимостью; причинению вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением; пропаганде и публичному демонстрированию нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики запрещенной организации, либо атрибутики или символики, свидетельствующих о принадлежности к такой организации или об осуществляемой ею деятельности, а равно подготовка либо публичные призывы к совершению таких действий и их финансирование.

Проблема распространения экстремизма в Российской Федерации является одним из факторов, угрожающих  национальной безопасности и целостности   государства.   Если  терроризм,   бесспорно,   отвергается обществом, то экстремизм - ключевой элемент разрушения основ конституционного строя, все еще воспринимается  гражданами как вполне допустимый инструмент политического противостояния.

В настоящее время в России на учетах в органах внутренних дел состоит свыше 450 молодежных группировок экстремистской направленности общей численностью около 20 тысяч человек, в том числе в городах:  Москва - около 3700 чел.,  Санкт-Петербург  -  около 2700 чел., Нижний Новгород  - около 2000 чел.; в Воронеже, Иркутске, Краснодаре, Красноярске, Омске, Пскове, Рязани, Ростове-на-Дону, Самаре, Саратове, Томске и Ярославле - от нескольких сотен - до тысячи. Много это или мало? Много – для России, может быть контролируемо – для остального мира.

Этнический экстремизм в молодежной среде представляет собой индивидуальное и социально-групповое проявление крайних, неумеренных в нравственном и правовом отношениях средств и способов выражения своего «Я» при отсутствии моральных и нравственных  «тормозов», жизнедеятельности молодежи, как особой социальной группы и специфической категории населения.

Специфика проявления этнического экстремизма в молодежной среде обусловлена особенностями самой молодежи - незавершенностью процессов экономической, политической и духовной социализации, мировоззренческой неустойчивостью, недостаточной социально-психологической зрелостью, поверхностным восприятием сложности и противоречивости социального бытия, стремлением к решительному обновлению форм и способов жизнедеятельности, склонностью к проявлению различных форм социального протеста, неумеренностью в выборе средств и способов достижения жизненных целей, нигилизму и противостоянию, как это не странно, НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ.

Проблема религиозного экстремизма – одна из самых обсуждаемых в последние годы не только в СМИ, но и на заседаниях Государственной Думы. Проблема, безусловно, сложная и неоднозначная, с ходу не решаемая. Сложная, потому что нет до сих пор исчерпывающего определения, что же такое «экстремизм», а, следовательно, нет и не буде, эффективных методов борьбы с ним, на законодательном уровне. Сложная, потому что вопросы веры, религии – одни из самых болезненных и «интимных» как отдельного человека, так и для общества в целом.

Основная цель религиозного экстремизма – признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии. Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы "своей" цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей "истинный облик", а также всевозможных «секстанских» течений, не имеющих ничего общего с традиционными религиями.

Для оценки распространенности национального экстремизма в студенческой среде,  первоначальной задачей было проанализировать, студенты каких национальностей наиболее «уязвимы», наиболее «неустойчивы вызовам современности», наиболее подвержены психологическому воздействию чуждых «взглядов».

Так, было установлено, что доля русских составила 79%, представителей кавказских  национальностей (ногайцы, лезгины, кумыки) – 10% и 11% приходится на долю других национальностей (чуваши, белорусы, украинцы, татары, башкиры, молдаване). Подавляющее большинство респондентов причисляют себя к христианской религии (82%), остальные – 10% к исламу, 1% к иудаизму, 2% к атеистам, 5% студентов отметили принадлежность к иным конфессиям. Все респонденты были распределены на группы в зависимости от времени проживания в регионе. Те, кто проживает на территории ХМАО - Югры 5-10 лет составляет 13%. Большинство респондентов (59%) ответили, что проживают с рождения.

По мнению исследователей среди причин национального экстремизма большую роль играет повышенная самооценка собственного положения и уровень внутренней удовлетворенности индивида теми или иным социокультурным факторам. Уровень удовлетворенности молодежи состоянием межнациональных отношений в России может быть оценен как «низкий», 65% студентов на вопрос «удовлетворены ли Вы состоянием межнациональных отношений в России» ответили «Нет». Оснований для такой оценки несколько. Во-первых, для исследуемого региона типично обострение межнациональных отношений, что объясняется в целом неоднородностью его этнической структуры. Во-вторых, молодые люди действительно проявляют интерес к данной проблематике, воспринимая ее не равнодушно.  Низкий уровень удовлетворенности студентов так же был зафиксирован в отношении справедливости в обществе (77%), политики федеральной и региональной власти – 62% и 49% соответственно. Недовольство властью является весьма традиционным для молодежи, не реализация принципа справедливости вполне понятна, поскольку именно он чаще всего нарушается в исключительно сильно дифференцированном в социальном отношении обществе.

Россия является исторически сложившимся федеративным государством. Основными принципами федеративного национально-государственного устройства РФ являются: добровольность объединения наций и народностей в федеративное государство; суверенность и равноправие наций. Респондентам был предложен вопрос: «Россия является многонациональным государством – что для Вас это означает?» Согласно большинству опрашиваемых студентов основными признаками России как многонационального государства являются проживание на ее территории различных национальностей и культур (65%) и равность возможностей для всех граждан (51%).

Зачастую основным фактором формирования экстремистских наклонностей у молодежи является негативный уровень восприятия аутгруппы («других»). В связи с этим нам представлялось важным оценить отношение представителей разных национальностей  к тем людям, которые отличаются от них самих по каким-либо признакам. Уровень ксенофобии в студенческой среде ниже среднего – в целом около 20% респондентов чувствуют и проявляют негативные эмоции при столкновении с людьми, отличающимися от них по ряду признаков. Большинство опрашиваемых (52%) в данной ситуации обращают внимание на отличительные черты, но при этом ведут себя спокойно.

Этнические гетеростереотипы молодежи характеризуются довольно выраженной деформацией. Она выражается в сознательном дистанцировании по отношению к некоторым национальностям. За исключением респондентов кавказских национальностей, показательно, что более половины молодых людей признали, что существуют национальности, с которыми они предпочитают не иметь дела. Исследование показало, что в обществе нарастают интолерантные настроения, 57% респондентов подтвердили, что есть такие национальности, к которым они испытывают неприязнь.

Показательно, что среди русских студентов к числу таких национальностей чаще всего относят дагестанцев (60% респондентов, признавших существование подобных национальностей); чеченцев (56%); цыган (46%); азербайджанцев (45%); таджиков (29%). То есть, фактически, речь идет о представителях, главным образом, кавказских народов. Ответы же самих представителей кавказских национальностей распределились равномерно – по 17% к числу таких национальностей относят украинцев, белорусов, таджиков, евреев, китайцев и цыган.

Что это? Нарастание националистических настроений или последствия целенаправленной ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАМПАНИИ по развалу нашего ГОСУДАРСТВА по национальному признаку?

Существует убежденность, что степень проявления экстремизма существенно зависит от уровня информированности человека, предпочтения тех или иных информационных источников. Основными источниками информации о национальных отношениях внутри региона для молодежи являются телевидение (74%), Интернет (46%) и иные СМИ (34%). В ряде случаев эти источники способствуют формированию у молодежи националистического мировоззрения и нетерпимости. Речь, прежде всего, идет о трансляции электронными СМИ кинофильмов, в которых затрагивается проблематика межэтнических отношений.

Студенты, проанализировав свое отношение к представителям других национальностей, попытались оценить степень распространения этнической неприязни в регионе. Независимо от социально-демографических признаков практически все респонденты отметили, что в изучаемом регионе неприязненное отношение к людям иной национальности встречается довольно часто. В качестве основных причин подобного реакций студентами были выделены: высокая степень криминализации некоторых этнических групп (так считают 48%  русских и 42% других национальностей); низкий культурный уровень отдельных граждан отметили 42% русских и 71% других национальностей. Около трети опрашиваемых студентов независимо от национальности выделили в качестве одной из главных причин – пренебрежительное отношение к культурным традициям других наций. Половина представителей кавказских народов считает, что подобное отношение вызвано нежеланием и неспособностью людей, допустить возможность другого образа жизни и иных ценностей.

Согласно проведенному опросу главной причиной возросшего интереса со стороны общественности к проблеме этнического и религиозного экстремизма является повышение уровня экстремистской активности в современной России (36%) и в мире в целом (21%). Таким образом, большинство студентов не считают данную проблему надуманной и осознают реальную угрозу экстремизма в современной России. Основной причиной распространения национальной неприязни и экстремизма среди молодежи респонденты считают неэффективность деятельности правоохранительных органов по пресечению подобной деятельности (33%). Помимо этого, студенты выделили такие факторы, как недостаток проводимой властью политики в отношении молодежи (20%) и слабая нормативная база для эффективной борьбы с экстремизмом (20%).

На формирование этнических стереотипов влияет ряд факторов семейного, средового и общественного характера. Среди семейных факторов студентами чаще всего выделяются педагогические просчеты в воспитании (46%) и психологическая ущемленность в детстве (38%). Среди средовых – опыт негативного взаимодействия с другими национальностями (43%), ощущение дискриминации по национальному признаку (28%) и опыт безнаказанного нарушения правопорядка (24%). На незнание традиций, обычаев других народов, религий указали 20% респондентов. Основными общественными факторами распространения национальной нетерпимости студенты указали – нерешенность молодежных проблем (21%), воспроизводство этнических стереотипов в современном искусстве (16%) и появление Интернет-сайтов экстремистского толка (16%).

Проанализировав возможные факторы возникновения национального экстремизма, мы попытались определить какие мероприятия необходимо предпринять власти в сложившейся ситуации. В качестве первоочередных мероприятий в отношении экстремистских организаций со стороны власти, были выделены следующие меры – юридическая ответственность всех, кто выражает экстремистские взгляды или допускает экстремистские действия (34%); запрет на создание и существование таких организаций (34%). И около трети респондентов считает, что власти следует попытаться установить диалог с такими организациями с целью «коррекции их позиций».

Вполне вероятно, что прямым отражением того, осуществляются вышеуказанные мероприятия властью или нет, выступает уровень конфликтности в том или ином регионе. Если говорить об уровне конфликтности между представителями разных национальностей в ХМАО - Югре, то 38% студентов считают, что по данному показателю уровень конфликтности – «Высокий». Основными причинами высокого уровня этнической конфликтности в регионе, по мнению студентов, являются низкая эффективность решения национальных вопросов и деградация общественной морали.

Таким образом, завышенная оценка собственной религии, преувеличение значения фактора религиозной самоидентификации, стремление навязать ее иноверцам является одной из причин возникновения религиозного экстремизма.

Студенты (политически активная часть населения страны, на всякий случай) отличаются достаточно высоким уровнем религиозной и национальной толерантности, однако этот показатель зависит от многих внешних факторов (политические события, войны, сообщения в СМИ и т.д.) и их мнение однозначно,  свидетельствует о необходимости УСИЛИТЬ РАБОТУ ВЛАСТИ по надзору за безнаказанность ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВЛАСТИ в решении национальных и конфессиональных вопросов, пропаганде здоровых, в полном смысле этого слова, отношений в обществе.

ЭТО ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА И К ЕЕ РЕШЕНИЮ НАДО ОТНЕСТИСЬ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Галицкий  В.П., Старшинов Я.В. Религиозный экстремизм в молодежной  среде России.
  2. Зоркая Н. «Ностальгия по прошлому», или какие уроки могла усвоить и усвоила молодежь.
  3. Афанасьева Р.М. Социокультурные условия противодействия экстремизму в молодежной среде (социально-философский анализ).
  4. Причины распространения этнического экстремизма и ксенофобии среди молодежи (центральный федеральный округ) сборник материалов социологического исследования Белгород / Под ред. проф. Л.Я. Дятченко.
  5. Попов О.В., Попова О.О. Причины и особенности экстремизма в молодёжной среде. меры противодействия молодёжному экстремизму.
  6. Гуренкова Т.Д. Проблемы этнической и конфессиональной толерантности в северном городе.

Алена Склифус, Сургутский государственный педагогический университет.

Обновлено ( 13.02.2014 17:09 )