СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Мир стремительно меняется на наших глазах. Человечество стоит на грани трансформации мира, происходит становление постиндустриального общества. На этом фоне протекают два взаимосвязанных и противоборствующих процесса: процесс глобализации, универсализации, с одной стороны, и процесс этнокультурного разнообразия, этнической дифференциации, с другой стороны.

У народов возрастает интерес к своей этнической идентичности. Как показывает история, любая локальная, самобытная цивилизация может существовать как самостоятельное целое только до тех пор, пока она не интегрирована в мировой общественный процесс. Как только локальная культура вовлекается в этот процесс, она становится частью единой мировой цивилизации, что влечет за собой как положительные, так и отрицательные последствия. В частности, стремительные изменения, охватившие весь мир благодаря развитию информационных систем, привели к ломке устоявшихся ценностей и изменению социальных ролей целых групп и отдельных индивидов.

В этническом самосознании, реализующемся в религиозном типе мышления, на первый план выходит нетерпимость к инакомыслию и «иноверцам». В рамках данной логики «своя» система представлений, «свой» образ жизни  рассматривается как единственно возможный и правильный, который следует навязать и «другим» народам любой ценой. При этом, «другие» народы часто воспринимаются не просто как обладающие иной верой, а как неверующие. Именно в религиозной форме этнического самосознания нередко ведущими становятся идея мессианства, выражающаяся в претензии этноса на свою исключительность, на особую историческую миссию, и идея этнического фанатизма.

Экстремизм возникает в условиях социально - политической нестабильности. Дестабилизация обстановки на Северном Кавказе выгодна многим внутренним и внешним силам.  Но, следует отметить, что ситуация на Кавказе является отражением общемировой тенденции. По мнению политологов, экстремизм возникает как ответная реакция на процессы модернизации. Россию будоражит волна террористических актов («громких» и не «очень», политических и бытовых, криминальных и этнических и т.д.). И самое страшное в этой ситуации, что эти преступления совершают наши соотечественники, уверовавшие в свою исключительную миссию. При этом в ряды бандподполья вовлекается молодежь. Безусловно, оперативно-розыскные мероприятия, связанные с пресечением каналов поставки оружия, наркотических средств и денежного обеспечения, являются эффективным противодействием международному терроризму. Но все эти меры не достаточны для ликвидации основных причин этнорелигиозного экстремизма. Необходима комплексная государственная политика, в том числе и в сфере образования.

Именно поэтому, духовно-нравственное воспитание молодежи должно стать приоритетным направлением в системе образования.  Поэтому возникает вопрос к Правительству, Президенту страны – почему уничтожаются педагогические ВУЗы страны. Пройдет еще пару-тройку лет и в школах, кроме бабушек-учителей никого не останется. А они уйдут – кто будет учить наших детей.

В следующей статье я постараюсь осветить другие, не мене важные проблемы влияния цивилизованной парадигмы и ее влияния на общественный прогресс в условиях глобализации.

Приглашаю ВСЕХ, кому не безразличны проблемы нашего, российского общества к обсуждению проблем его духовно-нравственной чистоты.

Продолжение следует.

Манапова В. Э., Дагестанский  государственный институт народного хозяйства

Обновлено ( 03.04.2013 16:38 )