ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на образование и признает, что право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Государственные подходы к обеспечению безопасности в образовательных учреждениях основаны на принципах, установленных на Федеральном уровне.

 

В Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации говорится, что именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодёжь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако в настоящий момент, по данным обследований, 35% молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывают раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 50% одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.

Президент Владимир Путин призвал создать надежный барьер пропаганде экстремизма в Интернете. Теперь в школах с 2013 года будут преподавать борьбу с терроризмом и экстремизмом и, видимо, научат противостоять «источнику распространения идеологии терроризма и экстремизма» - Интернету.  Только вопрос, кто то будет делать?

Российская Федерация в настоящее время располагает системой образования, объединяющей более 100 тысяч образовательных учреждений разных уровней с контингентом воспитанников, учащихся, студентов около 30 миллионов человек. Согласно данным Росстата в России функционирует 46 168 дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитывается около 4713 тысяч детей; действует 51 657 общеобразовательных школ (включая негосударственные общеобразовательные учреждения) с общим числом учащихся 13 329500 человек; 3 169 учреждений начального профессионального образования с количеством учащихся 1 253 тыс. человек; 2 564 государственных и муниципальных учреждений среднего профессионального образования с количеством учащихся 2 052 300 человек; 1 114 учреждений высшего профессионального образования с количеством учащихся 7 418 900 человек.    

Таким образом, более 20 % (или 1/5) от общей численности населения нашей страны являются обучающимися образовательных учреждений, большая часть из которых — несовершеннолетние. Образовательное учреждение — это социальная среда обитания, в которой человек проводит около трети своей жизни. Самые значимые периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья, совпадают с важнейшим социальным этапом подрастающего поколения — получением образования в различных учебных заведениях. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, семья и дети являются главными ценностями россиян. Однако при выборе школы для своего ребенка среди важнейших критериев только 4% родителей указывают на безопасность, для сравнения – наличие хороших учителей является важным критерием для 93% родителей.

Одним из актуальных моментов для современной системы образования остается проблема наличия возможности вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность.
В структуре процесса формирования безопасности личности выделяют следующие компоненты:
информационно-психологическая безопасность – осознание личностью негативных информационно-психологических воздействий и умения, навыки информационно-психологической самозащиты;
социальная безопасность – система взаимодействия личности со средой, включающая осознание личностью негативных воздействий социальной среды; умения и навыки самозащиты, обеспечивающие ей успешное взаимодействие с другими людьми, реализацию способностей и удовлетворение потребностей, готовность к безопасному поведению;
гражданская безопасность – осознание личностью негативных воздействий как на субъекта правовых, морально-политических, социально-экономических отношений; умения и навыки самозащиты, обеспечивающие успешную реализацию конституционных прав и свобод, выполнение долга и гражданской ответственности перед обществом;
физическая безопасность – формирование здорового образа жизни – соблюдение физиологически оптимального режима труда и отдыха, рациональное питание, достаточный уровень физической активности, соблюдение правил личной и общественной гигиены, охрана окружающей среды, полезные для личности формы досуга, соблюдение правил психогигиены.

Нормативно-правовую основу обеспечения безопасности системы образования составляют Конституция Российской Федерации и законы Российской Федерации «Об образовании», «О безопасности», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О противодействии экстремистской деятельности», «О борьбе с терроризмом», «О пожарной безопасности», «О полиции», «Об оружии», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и другие Кодексы, Указы, Распоряжения и Послания Президента РФ и иные документы, регулирующие вопросы безопасности.

Государственная политика в сфере безопасности и охраны труда в сфере образования последовательно закрепляется в текстах законов и является основой Концепции и системы безопасности образовательного учреждения. На сегодняшний день в российских школах существует ряд не решенных проблем.
В аспекте безопасности самые распространенные следующие проблемы: посторонние в школе; отсутствие информации о точном количестве людей, находящихся на территории школы во время эвакуации в момент чрезвычайной ситуации; бесконтрольный выход детей за пределы школы в учебное время; невозможность проконтролировать временной интервал от школы до дома.
Среди проблем в сфере принятия мер по обеспечению безопасности образовательных учреждений следует подчеркнуть, что во вновь принимаемых нормативно-правовых актах в сфере образования не в полной мере отражены вопросы обеспечения безопасности образовательных учреждений.

Сущность и содержание экстремистской угрозы системе образования.
В современной системе воспитания и образования в большинстве случаев не осознается факт качественного изменения объекта педагогических усилий. Более того, оставаясь, по сути, не измененной, существующая система педагогического воспитания становится поставщиком типичных ситуаций, способствующих экстремистскому поведению молодежи. Практически создаются дополнительные условия для постоянного возобновления экстремистского комплекса. Общество поставлено перед необходимостью искать противовесы перед надвигающейся антипедагогикой, представленной во множестве направлений: от рок культуры, порнографии и насилия до банд неофашистов.

Воздействуя сразу на несколько каналов восприятия с резким превышением допустимых норм, явления антикультуры быстро подавляют в молодом человеке естественную защитную реакцию, благодаря чему ловко производится подмена реальной целостности крепко сработанным сурагатом. Возможность и легкость такой подмены объясняются не только детской неразвитостью чувства целого, но и чрезвычайной сложностью духовной ситуации. Росту этих негативных явлений способствуют низкий уровень жизни, ослабление воспитательного потенциала семей, социальная незащищенность молодых россиян, их невысокая востребованность на рынке труда (21,6% от общего числа безработных составляет молодежь в возрасте от 20 до 24 лет) и ряд других факторов, которые подталкивают молодежь и подростков к ведению асоциального образа жизни.

Не в полном объеме реализуются полномочия по утверждению порядка проведения экспертизы учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих программы общего образования.
Допускаются нарушения закона при разработке и реализации отдельных федеральных целевых программ. В частности, внедренная система фильтрации не обеспечивает полной защиты от беспрепятственного доступа учащихся на школьных компьютерах, подключенных к Интернет-ресурсам, к сайтам экстремистской и иной запрещенной направленности. Отсутствие системы контентной фильтрации на компьютерах образовательных учреждений либо использование контент-фильтров, не отвечающих требованиям надёжности и не ограничивающих доступ к информационным ресурсам нежелательного содержания, в том числе экстремистского характера.

В последнее время на Северном Кавказе и в Поволжье совершена целая серия терактов, направленных против исламских священнослужителей. Представляется, что одна из причин – накопившиеся деформации в системе религиозного образования. Процесс возрождения исламского образования в России начался и проходит без какого-либо контроля со стороны федеральных структур.

В настоящее время в мире существуют две модели построения системы исламского образования.

Первая, де-факто, сложилась в России и представляет собой систему воскресных школ при мечетях, а также сеть медресе и исламских высших учебных заведений. Точное количество таких школ сегодня не известно. Эти школы, как и все остальные учебные заведения, должны иметь государственную регистрацию и лицензию на ведение преподавательской деятельности, однако на практике эти требования выполняют только единичные школы при мечетях. Безусловно, государство должно создать такие условия, при которых школы будут заинтересованы в том, чтобы находиться в правовом поле. Так, в Дагестане зарегистрировано 24 негосударственные мусульманские образовательные структуры, из которых лишь 11 имеют лицензию Минобразования.
Вторая модель исламского образования создана, к примеру, в Германии и Швейцарии и подразумевает открытие кафедр исламской теологии в светских вузах. В России такая модель используется только в Уральском государственном горном университете, где на кафедре теологии при поддержке регионального духовного управления мусульман и Российского исламского университета (Казань) осуществляется подготовка студентов по направлению "исламская теология". Такая модель имеет свои преимущества: студенты получают больше знаний по светским дисциплинам, что приводит к повышению общего уровня эрудиции, который особенно важен для имамов в крупных городах.

Имеющие место случаи проявления национальной розни и нетерпимости в студенческой среде являются актуальной и серьезной угрозой дальнейшему расширению экспорта образовательных услуг, расширения научно-технических и культурных связей, построению мирных и дружественных отношений между Россией и зарубежными странами. Выступления экстремистских, националистически настроенных элементов в Москве, Воронеже, Санкт-Петербурге, Волгограде и ряде других регионов вызывают не только обеспокоенность и тревогу у граждан, но и обязывают учреждения системы образования обратить особое внимание на вопросы межнациональных отношений. Это процесс требует объединения усилий, консолидации всех заинтересованных сторон для создания условий и принятия мер по профилактике экстремизма и формированию толерантного сознания у молодежи.

Профилактика экстремизма в российском образовании является комплексной задачей, требующей скоординированных усилий органов государственной власти с опорой на общественные объединения. Комплексный характер этой задачи обуславливает необходимость создания Министерством образования Российской Федерации, Министерством спорта, туризма и молодёжной политики России, Министерством внутренних дел России специальной федеральной целевой программы для её решения.

Перспективы обеспечения экстремистской безопасности в учебных заведениях

В целях преодоления негативного отношения молодежи к представителям иных национальностей, укрепления стабильности и согласия в обществе, недопущения нарушений общественного порядка во многих вузах, школах разрабатываются программы, проводятся специальные мероприятия, в ходе которых вырабатываются рекомендации по решению проблем экстремистской безопасности.
Однако следует заметить, что правоохранительным органам регионов следует активно сотрудничать с вузами, общественными организациями, средствами массовой информации по вопросам формирования механизмов своевременного противодействия экстремизму и проявлениям национальной розни и неприязни. В частности, необходимо содействовать созданию в местах концентрации молодежи и иностранных студентов передвижных пунктов охраны общественного порядка и патрульно-постовой службы, оказывать техническую и организационную помощь руководству вузов по формированию и развитию системы безопасности на основе привлечения общественности университетов под руководством квалифицированных специалистов органов внутренних дел и воинов-интернационалистов.

Руководителям образовательных учреждений следует обобщать лучшую практику ВУЗов регионов по воспитанию интернационализма в студенческой среде. Представляется целесообразным разрабатывать на уровне образовательных учреждений планы мероприятий по совершенствованию системы патриотического воспитания молодежи в духе толерантности, национальной терпимости и предотвращения экстремизма в молодежной среде, с учетом положений Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

Силами университетов и других ВУЗов необходимо проводить социологические исследования, направленные на выявление проблем безопасности и психологической адаптации иностранных студентов. Кроме того, учебным заведениям регионов в рамках планов совершенствования воспитательной работы следует проводить подготовку и переподготовку педагогических кадров общеобразовательных школ, преподавателей кафедр общественных дисциплин вузов по проблемам формирования установок толерантности и профилактики экстремизма. Целесообразно создавать межвузовские советы по вопросам развития международных связей и интернационализации образовательной деятельности, оказывать содействие в создании региональных центров толерантности на базе какого-либо вуза. Также необходимо обобщать опыт российских университетов по предотвращению негативных проявлений национализма и повышению безопасности иностранных студентов.

Большую роль в предотвращении экстремизма играют средства массовой информации. Они могут: осуществлять информационную поддержку мероприятий, направленных на формирование толерантности в обществе, прежде всего, у молодежи; проявлять социальную ответственность при освещении событий, касающихся межнациональных отношений и проявлению конфликтов на национальной почве.

В вузах, где существуют психологические службы, необходимо внедрять программы социально-психологических мероприятий (тренингов) по развитию этнической толерантности и профилактике межэтнической напряженности и ксенофобии; проводить научно-методическую экспертизу на предмет межэтнической корректности всех печатных изданий, в том числе учебной литературы, поступающей в библиотеки школ и вузов; активизировать проведение просветительских мероприятий (лекций, семинаров, круглых столов, социальной рекламы в СМИ) на данную тему с привлечением специалистов, занимающихся решением межэтнических проблем, для объяснения причин и последствий конфликтов на национальной почве. Кроме того, следует ограничить доступ детей и подростков на информационные ресурсы Интернета, пропагандирующие идеологию терроризма, экстремизма, насилия и расовой непримиримости.

Поликультурное развитие образования – важный аспект обеспечения безопасности в обществе. Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и защиты детей Минобрнауки России А.А. Левицкая отметила: «Система российского образования как наиболее действенный инструмент культурной и политической интеграции современного общества должна отражать интересы и запросы российского общества и государства, в том числе связанные с формированием российской гражданской нации, российской гражданской идентичности».

Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 331 и 351.1 ТК РФ» запрещено осужденным и подвергавшимся уголовному преследованию за преступления экстремистской направленности работать с детьми. Статьи 331 и 351 Трудового кодекса были дополнены нормами, в соответствии с которыми работать в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медобеспечения, соцзащиты и соцобслуживания, а также в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства, запрещается лицам, имеющим или имевшим судимость, находящимся под уголовным преследованием за преступления против конституционного строя и безопасности государства. Исключение составят лица, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям.

Политика государства направлена теперь на помощь поможет мусульманским религиозным организациям России создать собственную систему образования и подготовки имамов. В России зарегистрировано 90 мусульманских учебных заведений. Министерство образования и науки оказывает помощь, в том числе, методическую и организационную, семи исламским университетам и 32 лучшим медресе (среднее и высшее исламское учебное заведение при мечети).

В последние годы сфера образования становится объектом повышенного внимания, как со стороны государства, так и общества в целом. Среди обсуждаемых проблем особое место занимает безопасность образовательных учреждений.

Подводя итоги,  следует обратить внимание на следующие моменты:

Во-первых, основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства должны стать: разработка и внедрение современных нормативно-правовых, научно-методических и организационных основ деятельности системы образования по формированию безопасного образовательного пространства;
наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства; совершенствование профессиональной компетентности; совершенствование механизмов аттестации образовательного учреждения по созданию медико-социальных условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья участников образовательного процесса; разработка критериев эффективности деятельности образовательного учреждения по формированию безопасного образовательного пространства.

Во-вторых, ориентация в противодействии экстремизму в первую очередь на предупреждение и только потом на репрессию. При этом, как свидетельствует опыт других стран, особое значение имеет работа с молодежью. Так, одной из задач Федерального ведомства по охране конституции ФРГ является предупреждение насилия и экстремизма среди молодежи. С этой целью ведомством разработаны специальные «молодежные программы». В частности, в земле Бранденбург, где в последние годы неонацистскими группами «бритоголовых» было совершено большое число преступлений расистского характера с применением насилия против иммигрантов африканского и азиатского происхождения, подобная программа осуществляется с 1992 года. Она предусматривает проведение среди молодежи и подростков работы по разъяснению опасности левого и правого экстремизма в форме регулярных встреч с учащимися и студентами в учебных заведениях, детских и юношеских организациях, клубах. Сотрудники спецслужб выступают с лекциями и принимают участие вместе с представителями местных властей, педагогами и социальными работниками в «круглых столах против насилия».

В-третьих, недопустимым является отсутствие в действующем законодательстве препятствий, делающих невозможным проникновение не только в систему образования и но и во власть лиц и политических партий, использующих в своих выступлениях экстремистскую лексику. Именно они направленно и целенаправленно негативно воздействуют через СМИ на молодежь.

В-четвертых
, несмотря на высокую степень общественной опасности деяний экстремистской направленности, считаем, что существующий в настоящее время исключительно судебный порядок установления наличия признаков экстремистской деятельности в действиях физических и юридических лиц должен сохраниться и в будущем.

В-пятых, включать в планы по профилактике экстремизма следующие основные направления работы: проведение  мероприятий в образовательных учреждениях, направленных на формирование толерантности; организацию работы методических объединений по вопросам формирования толерантности;  внедрение специальных курсов, а также элементов  программ в общих курсах предметов для педагогов с целью воспитания толерантности учащихся; разработку памятки для родителей учащихся с разъяснением юристов, психологов, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов; организацию и проведение смотра-конкурса программ и методических разработок  в образовательном учреждении по профилактике противоправного поведения детей и подростков; организацию недели правовых знаний; создание в  образовательных учреждениях  советов старшеклассников.  Конкретные мероприятия   разнообразны  и включают в себя:   чтение лекций, просмотр видеофильмов  соответствующей тематики, проведение  круглых столов, тематических семинаров, тренингов,  как с обучающимися, так и с педагогами  учреждений.

В-шестых, следует учитывать, что молодежные неформальные  объединения  нельзя отождествлять с экстремистскими объединениями. Можно выделить следующие основные направления организации работы с неформальными молодежными объединениями: проведение опроса по изучению вовлеченности обучающихся в неформальные молодежные объединения; организация мероприятий в ОУ с привлечением представителей молодежных субкультурных объединений («круглые столы», диспуты и др.) Обмен мнениями и информацией о различных молодежных субкультурах позволит привлечь внимание старшеклассников к имеющимся негативным воздействиям молодежных субкультур на психику молодого поколения, и сделать это не с помощью «надоевших нравоучений», а с помощью тех, кто сам непосредственно имел или имеет отношение к этому.

В-седьмых, реализация программ по гражданско-патриотическому воспитанию, физическому развитию, формированию здорового образа жизни детей и подростков. В работе по патриотическому воспитанию следует больше внимания  уделять профессионально-деятельностному и социокультурному направлениям. Такую работу могут проводить краеведческие музеи, кружки художественного творчества.

Список использованных источников:

1.    Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года
2.    Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ
3.    Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 390-Ф «О безопасности»
4.    Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности
5.    Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»
6.    Закон Республики Мордовия от 12 октября 2009 года № 66-З «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Мордовия»
7.    Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»
8.    Указ Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 года № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом
9.    Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2006 года № 89 «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений,  внедряющих инновационные образовательные программы»  
10.   Постановление Правительства Российская Федерации от 1 февраля 2005 года № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» Письмо Министерства образования Российской Федерации от 26 января 2000 года № 22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков»
11.   Аникеева, О. Б. Комплексный подход к проблеме обеспечения безопасности образовательных учреждений
12.   Бойцова, Л. В. Безопасный образовательный процесс в  России  

Кирдянкина Т.Н. студент, Мордовский государственный педагогический  институт им. М.Е.Евсевьева


Обновлено ( 20.01.2013 10:38 )