Социально-экономический кризис, национализм, религиозный и политический экстремизм, террористические проявления, расовая нетерпимость, конфликты в быту, криминальные опасности, аддиктивное поведение (одна из форм деструктивного поведения, стремление уйти от реальности путем изменения своего психического состояния приемом некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), сопровождающихся развитием интенсивных эмоций), нездоровые условия жизни и обучения и т.д. препятствуют оптимальной жизнедеятельности человека в социуме.
Потребность общества в обеспечении безопасности личности привела к созданию образовательных дисциплин (если хотите, областей): БЖД - безопасность жизнедеятельности и ОБЖД - основы безопасности жизнедеятельности. С точки зрения оценки «научности этих дисциплин образования», то они больше ВЫЗВАНЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬЮ, т.е. – жизненной необходимостью обеспечения безопасности граждан и как таковой науки - здесь нет. Это, скорее всего – наука выживания в «экстремальных условиях глобализации и новых информационных угроз», т.е. – некоторые методические рекомендации по действиям в экстремальных условиях. В целом курсы ОБЖ и БЖД предназначаются для воспитания «личности безопасного типа поведения», т.е. личности, осознающей их важность, стремящейся решить эти проблемы и при этом разумно сочетать свои личные интересы с интересами общества.
Проведенный теоретико-методологический анализ позволяет сделать вывод, что содержание обучения безопасности жизнедеятельности является отражением научно-технического развития, изменений бытия человека и его деятельности в природе, обществе и культуре. После принятия Концепции национальной безопасности РФ в 2000 году, а затем Стратегии национальной безопасности на период до 2020 года становятся наглядными методические и теоретические противоречия между содержанием программ и учебников ОБЖ и социально-правовой действительностью в сфере безопасности. Это неоднократно становилось предметом публичных обсуждений и публикаций в специальной литературе и привело к осознанию необходимости усиления социальных акцентов в предметном поле безопасность жизнедеятельности, что, кстати, нашло отражение в федеральных стандартах общего образования, но еще не в полной мере реализуется в школьной практике. Так, в число предметных результатов изучения школьниками курса ОБЖ входят:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций … социального характера;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций … социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
- знание основных опасных и чрезвычайных … социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства.
Социальными называются опасности, получившие широкое распространение в обществе и угрожающие жизни и здоровью людей. Носителями социальных опасностей являются люди, образующие определенные социальные группы. Распространение социальных опасностей обусловлено поведенческими особенностями людей, отдельных социальных групп.
Для детей и молодежи - наибольший вред могут нанести такие социальные опасности как: наркомания, алкоголизм, курение, венерические болезни, суицид, насилие, опасность вовлечения в экстремистские организации. В меньшей мере социальные опасности криминального характера, терроризм, военные действия, но они являются более разрушительными.
Защита от социальных опасностей заключается в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей, а это - соответствующая подготовка детей и молодежи, позволяющая адекватно действовать в опасных ситуациях, юридическая, конфликтологическая, психологическая, информационная и силовая подготовка, усвоение модели поведения, учитывающей конкретные ситуации опасные для жизни и здоровья человека, формирование представления о единстве учебной, а в дальнейшем и, профессиональной деятельности, с требованиями безопасности и защищенности для сохранения здоровья и жизни.
Социальная безопасность личности – это система взаимодействия личности со средой, включающая осознание личностью негативных воздействий социальной среды; умения и навыки применения самозащиты, обеспечивающие ей успешное взаимодействие с другими людьми, реализацию способностей и удовлетворение потребностей.
Формирование социальной безопасности школьника поведения тесно связано с современным уровнем культуры безопасности жизнедеятельности и здоровым и безопасным образом жизни. При этом ключевая роль в формировании социальной безопасности принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», который вооружает учащихся знаниями и умениями безопасного поведения в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе и при угрозе террористического акта, формирует у учащихся антитеррористическую и антиэкстремистскую личностную позицию.
К сожалению, в большинстве школьных учебниках и программ по ОБЖ нет полного раскрытия проблем социальной эволюции человечества, глобализации, вызовов времени, перемен в России, осознания национальной идентичности, а без этого нельзя понять объективную природу и сущность социальной безопасности личности и государства в целом, грамотно противостоять новым социальным опасностям и угрозам. Ведь комплексный взгляд на безопасность не сводится только к защите от вооруженной агрессии, обучению действиям в условиях ЧС техногенного и природного характера, о чём подробно написано в школьных учебниках, но на данном этапе национальная безопасность должна отражать потребности России в обеспечении социальной, демографической, информационной, и экономической безопасности.
Решать эту проблему можно комплексно, на основе изучение понятийного аппарата по безопасности жизнедеятельности, современных методов изучения, распознавания и профилактики социальных опасностей, поведения в условиях чрезвычайных ситуаций, сохранения здоровья и жизни человека в различных жизненных ситуациях. Необходимо вновь и вновь показывать, что манипуляция сознанием осуществляется не только и не столько через реализацию глобальных проектов, применение научных методов и современнейших технических средств, перед которыми человек может быть беззащитен. В значительно большей степени она оказывается результатом того, что происходит с ними ежедневно, и что мы не оцениваем как манипуляцию.
В рамках формирования социальной безопасности школьников большое значение имеет раздел «Основы обороны государства и воинская обязанность» курса ОБЖ. В процессе обучения школьники знакомятся с историей создания Вооруженных Сил России, изучают особенности воинской обязанности и статуса военнослужащих, а также воинские символы и боевые традиции Вооруженных Сил. В целях подготовки юношей к службе в вооруженных силах организуются экскурсии в Ракетной воинской части, Военном комиссариате. Особую роль в формировании патриотизма, профилактике молодежного экстремизма имеет взаимодействие с обществом ветеранов Великой Отечественной войны. На специально организованных классных часах дети видят, что не было в трудные для нашей страны годы ни национализма, ни раздоров, так как все были едины в борьбе с фашизмом.
В целом, безопасность личности – зависит от безопасности государства, объединения народов его населяющих общенациональной идеей, основанной на нравственности, духовном единстве (не путайте с вероисповедованием), способностью личности ощущать себя частью государства, а государства – способностью защитить личность.
В этом и состоит единство Государства и Личности.
Список литературы
1. Губанов В. М. «Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них: учебное пособие для студентов высших учебных заведений».
2. Михайлов А.А. «Опасности социального характера и защита от них: учебное пособие для студентов вузов».
3. М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов, А. Т. Смирнов. «Основы безопасности жизнедеятельности».
4. А. Балыхин, А. П. Бердашкевич. «Основы безопасности социальной жизнедеятельности в рамках школьного обучения».
5. Петров, С.В.. «Информационная безопасность».
6. Руббо С. «Социальная безопасность: элективный курс, учебные материалы».
7. Сабиров М. «Чрезвычайные ситуации социального характера: правила социального поведения: инновационные технологии в преподавании ОБЖ».
8. А. Ю. Моздаков . «Социальная безопасность и безопасность личности».
Коликова С.А., Ивановский Государственный Университет, Шуйский филиал
Автор: Kristian Jokelainen , 09 Декабрь, 2023
Автор: Петр Иванович Перест-Петренко , 09 Декабрь, 2023
Статья убеждает нас в том, что обучение ОБЖ и БЖД помогает людям не только защитить себя от различных угроз, но и интегрироваться в общество и государство. Она подчеркивает, что знание правил дорожного движения, противопожарной безопасности, основных навыков самозащиты и оказания первой помощи позволяет личности лучше адаптироваться к окружающей среде и принимать осознанные решения.
Кроме того, статья подчеркивает, что преподавание ОБЖ и БЖД способствует формированию у учащихся ценностей, связанных с безопасностью, здоровьем и благополучием, что влияет на их поведение и привычки.
В целом, эта статья является убедительным аргументом в пользу включения предмета ОБЖ и БЖД в образовательные программы, так как он играет важную роль в формировании безопасного и ответственного общества.
Автор: Toktamish Nigmatulin , 09 Декабрь, 2023
Автор: Гость , 21 Ноябрь, 2017
Автор: Дарья Донская, студент МГТУ им. Н.Э.Баумана, кстати, Москва , 07 Апрель, 2014
Если под социумом" понимать "три кусочечка колбаски у тебя лежали на столе" - это один уровень, если, социум - это отождествление социальной позиции - это, другой, более высокий, если "социум" - это "наука выживания в экстремальных условиях глобализации и новых информационных угроз" - это третий, если социум - как достижение политических целей, путем информационно-психологического воздействия на сознание политически активной части населения - это уже, четвертый, если же социум используют как средство вооруженной борьбы по свержению государственного строя в интересах "определенной части населения" - это уже, пятый, высший уровень - "захват власти в интересах ангажированной части СОЦИУМА".
Что мы и видим в Украине!
Автор: Гость, Киев , 07 Апрель, 2014
Вообще, Майдан стал "лакмусовой бумажкой" взаимодействия ЛИЧНОСТИ, ГОСУДАРСТВА и ОБЩЕСТВА.
Это тот показатель, когда "социальная безопасность личности" не зависит от государства, особенно, когда НЕТ ГОСУДАРСТВА.
Личность, в этом случае, является "вторичным", безопасность, вообще, в счет не берется.
Так, давайте так и говорить: БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ЗАВИСИТ ОТ СТЕПЕНИ "ГОСУДАРСТВЕННОСТИ".
Чем выше ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ, тем выше СТЕПЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ и НАОБОРОТ.
Кто с этим не согласен?
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Уроки ОБЖ могут быть полезными, но они не могут полностью заменить всеобщее кадетское воспитание. В кадетских организациях дети получают комплексное образование, включающее физическую подготовку, навыки лидерства, дисциплину и патриотизм. Это помогает им развиваться во всех аспектах и становиться ответственными гражданами. Уроки ОБЖ важны, но они не могут обеспечить такую обширную подготовку, которую предоставляет всеобщее кадетское воспитание.