Молодежь и Чистый Интернет

Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

Опрос: Экстремизм

По Вашему мнению, основными причинами того, что отдельные люди становятся экстремистами, являются:
 

СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ (часть 2)

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Мусульманские, православные и другие религиозные организации внесли немалый вклад в дело формирования благоприятного общественного климата, способствовали урегулированию острых этнополитических противоречий, возникших за последние годы на Северном Кавказе. Совместные усилия мусульманского, православного и других религиозных организаций страны способствовали тому, что военные действия в Чечне не приобрели религиозного характера.

Есть примеры межконфессионального взаимодействия и при проведении работы в исправительно-трудовых учреждениях, в воинских частях, при оказании разносторонней помощи беженцам [Введенский В. Г., Горохов А.Ю. Россия: испытание федерализмом. Теория и практика отечественного и зарубежного опыта. М., 2002. с.36]. Большое значение процессу гармонизации отношений между различными вероисповедными общностями России отводятся на различных межрелигиозных конференциях.Так, на международной конференции «Межконфессиональный мир и консолидация общества», проходившей в Москве, была принята «Декларация принципов мирного сосуществования религий и религиозных объединений Российской Федерации».

В соответствии с этим документом религиозно-конфессиональные отношения, как на институциональном, так и на личностном уровне должны основываться на следующих принципах: приверженность общечеловеческим ценностям; уважение прав человека и основных свобод, в т.ч. право каждого человека на религиозное самоопределение; юридическое равенство религиозных объединений; отказ от конфронтационного мышления, готовность к межконфессиональному диалогу по проблемам, вызывающим напряженность в обществе; взаимодействие между религиозно-конфессиональными сообществами в миротворчестве, в гуманитарных сферах [Захарченко Ю.М. Религиозно-политический экстремизм и национальная безопасность на Северном Кавказе. М., 2002.с.9].

Установлению устойчивых этноконфессиональных толерантных отношений в современном Северном Кавказе препятствуют внутренние и внешние факторы: геополитические положение северокавказского региона, где столкнулись интересы более 30 стран; затяжной социально-экономический, экологический, политический кризис в северокавказском регионе; сложное социально-политическое положение, характеризующееся спадом промышленного производства, сельского хозяйства, высоким уровнем безработицы, снижением жизненного уровня северокавказских народов; наличие на Северном Кавказе вооруженных конфликтов, рост сепаратизма; полиэтнический состав населения на Северном Кавказе, принадлежащего к разным цивилизационным типам (мусульманской, христианской, иудейской) и находящимся на разных этапах модернизации; интенсивные процессы внешней, внутренней и этнической миграции, дестабилизирующие социально-экономическую ситуацию и состояние межнациональных и меж- и внутриконфессиональных отношений; религиозный фактор в виде поликонфессионального состава населения и наличие противоречий между и внутри конфессиями; дестабилизирующая деятельность религиозно-политических экстремистов - ваххабитов и др.

К сожалению, ислам, как самая крупная религия на Северном Кавказе, пока не стал консолидирующим фактором в религиозной жизни народов данного региона. С конца 80-х годов усилились разногласия, как в среде мусульманского духовенства, так и рядовых верующих, приведшие в ряде районов и городов Северного Кавказ, особенно Дагестана, к массовому противостоянию, и даже к кровопролитию.

В регионе за последние 15 лет наблюдались случаи противоречий между мусульманским духовенством, исламскими партиями, выступающими, с некоторыми оговорками, за создание в Дагестане и Чечне исламской республики и государством и обществом, придерживающимися светского характера.

Как считают исследователи З.С. Арухов и Р.Г. Гаджиев, «серьезную угрозу для национальной безопасности России с учетом изменившейся в идеологическом и практическом плане геополитической ситуации стал представлять политизированный исламский фундаментализм, который в современных условиях опирается на мощную поддержку из-за рубежа и усиливается за счет использования исламского прикрытия национал-сепаратистами [Захарченко Ю.М. Религиозно-политический экстремизм и национальная безопасность на Северном Кавказе. М., 2002. с.11]. 

Особенно опасной становилась практика слияния национального самосознания народов с религиозным фанатизмом. В этой связи в условиях Северного Кавказа наибольшую угрозу целостности России представляли совместные дагестано-чеченские экстремистские исламские организации ваххабитского толка» [Садыки М.М. Перспективы республики Дагестан в составе Российской Федерации // Вестник Московского Университета. 1999. №3. с.33].

По мнению политолога М.М. Садыки: «Сегодня Кавказ вообще и Северный Кавказ в частности стали одним из тех регионов, откуда исходит угроза безопасности России». Он считает: «Именно здесь завязаны узлы неразрешимых в обозримой перспективе этнонациональных и территориальных противоречий и конфликтов - Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Чечня, лезгинский народ, разделенный между Азербайджаном и Россией и др. 

Существуют также противоречия и конфликты между различными народами Северного Кавказа, такие, например, как между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией и др. Острую неразрешимую проблему составляет вопрос о ногайских землях, которые в 1957 г. оказались разделенными между Дагестаном, Чечней и Ставропольским краем» [Захарченко Ю.М. Религиозно-политический экстремизм и национальная безопасность на Северном Кавказе. М., 2002.с.12].

В связи с этим в данном регионе с конца XX - начала XXI веков активно начали возрождаться опыт и традиции миротворчества и народной дипломатии по разрешению конфликтных ситуаций в различных областях общественной и личной жизни. Миротворческая деятельность реализуется на практике в форме многоуровневой системы. Одной их существенных сторон данного миротворческого процесса на Северном Кавказе является использование религиозного фактора.

Итак, религиозная ситуация в Северо-Кавказском регионе формируется в основном за счет процессов, происходящих в православном и мусульманском обществе. Взаимоотношения между последователями этих конфессий Северного Кавказа строятся преимущественно в традиционно доброжелательном, мирном, обоюдно терпимом мире.
Однако, внутренние процессы, происходящие в глубинах православия и ислама, характеризуются крайне противоречивыми негативными тенденциями. В основе данных тенденций лежит расслоение, разделение и распад; возникновение противоположных взглядов на те или иные догмы религии, возникновение новых религиозных объединений; появление нетерпимости к противоположной точке зрения, что, в конце концов, выливается в конфликт с применением насилия или с использованием других экстремистских методов [Захарченко Ю.М. Религиозно-политический экстремизм и национальная безопасность на Северном Кавказе. М., 2002. с. 19].

Практика показывает, что обращение к экстремистским методам зачастую происходит тогда, когда верующим отказывают в легитимной политической деятельности. Специфика внутри-мусульманского противостояния в мусульманских анклавах Северного Кавказа состоит в том, что она носит и прямой и опосредованный характер. Это и направление усилий противостоящих течений на формирование о своем оппоненте негативного общественного мнения, и апелляция к общественности, в которой подчеркивается имеющееся размывание коренных устоев мусульманских народов и их культурно-национальной самобытности.

Следует отметить немаловажный факт при оценке религиозной ситуации в регионе, который заключается в том, что в практику вошли попытки подавления своего оппонента с помощью государства, с привлечением известным образом ориентированного правительства.

Так, позиция Г. Курбанова, который считает, что «формальное существо внутриисламского конфликта в Дагестане состоит в том, что фундаменталисты, или «ваххабиты», требуют возврата к «чистому» исламу, отказа от суфизма, от института шейхства и религиозных братств, традиционных для Дагестана. Фундаменталисты требуют также отказа от суфийской обрядности, культа святых, введение элементов шариата, основанных на ханбалитском мазхабе» [Курбанов Г. Религия и политика террора. Махачкала, 2002.с.30]. По сути, религиозная ситуация, сопровождающаяся внутрирелигиозными противоречиями, оказалась одним из факторов дезинтеграции и нестабильности в регионе.

Северный Кавказ - самый сложный регион с точки зрения социально-экономической ситуации, государственного управления и обеспечения национальной безопасности России. Здесь присутствует реальная угроза национальной безопасности Российской Федерации, ее целостности и суверенитету. Именно здесь радикальный этнический национализм и экстремизм в религиозной сфере обрели насильственные и варварские формы, бросив вызов не только государству, но и общественным устоям местного населения.

Сегодня следует оказать экстремизму в религиозной сфере общегосударственное противодействие, разработать и практически реализовать единую наступательную политику, включающую комплекс правовых, политических, экономических, социальных, организационных и других мер, нацеленных на устранение причин и условий, способствующих возникновению и осуществлению экстремистской деятельности религиозных объединений, снижению его активности и локализации последствий его проявлений.

Николай Янковский, политолог

Комментарии (3)Add Comment
0
магомеду
Автор: султан , 24 Декабрь, 2011
те моджахеды-боевики, которые были направлены аль-каедой из афгана и ближнего востока, не зная языка, воевали в чечне за деньги и им было наплевать на то, что и как там происходило.... тем более, что им платили очень хорошо.... это были профессиональные наемники и их дело было учить и самим участвовать в боевых действиях... что они и делали...
они не во что не вирили....
местные жители в н..в. устали о т боевиков - это правда.... поэтому их т.н. джихад ушел в горы.... а затем уйдет в другие страны и на северном кавказе будет мир, вот увидите...
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +3
0
магомеду
Автор: руслан , 23 Декабрь, 2011

с магомедом согласен... автор правильно написал,что :
"...Совместные усилия мусульманского, православного и других религиозных организаций страны способствовали тому, что военные действия в Чечне не приобрели религиозного характера..."
и слава АЛЛАХУ...
а ведь многим из-за рубежа это не понравилось... и деньги давали, и правоверных подстрекали и ничего не вышло.... и не выйдет..
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +3
0
экстремизм и россия
Автор: магомед , 23 Декабрь, 2011
согласен с автором, что "...следует оказать экстремизму в религиозной сфере общегосударственное противодействие...." и устранить"причины и условия, способствующие возникновению и осуществлению экстремисткой деятельности религиозных объединений...." слова написаны правильны, мысль есть, а вот как эти предложения конкретно реализовать....
это надо конкретно работать с молодежью в мечетях, а если они будут видеть каждый день несправедливость, коррупцию и слабость действия закона, который должен быть един для всех, а это далеко не так.... вот и почва для религиозного экстремизма...
если народы северного кавказа хотят избавиться от экстремизма и терроризма надо начинать с себя, в семье и в мечети....
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +3

Написать комментарий
меньше | больше

busy
 
Ты здесь: Главная Проблемы сегодня Экстремизм СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ (часть 2)