Проблема безопасности молодежи относится к числу основных и доминирующих потребностей гражданина, общества и государства, гораздо более сильной, чем потребность в независимости и самореализации личности.
В связи с обострением глобальных и национальных проблем, понятие «безопасность» стало основным, системообразующим стержнем концепции устойчивого развития. Многие международные документы, в рамках реализации данной концепции, подписаны и ратифицированы нашей страной. Согласно данным официальной статистики лица совершающие преступления экстремистской направленности – это молодые люди в возрасте 16–25 лет, что дает ученым основание говорить о существовании такого социально опасного явления как «экстремизм в молодежной среде». Молодежь как особая социально-демографическая группа находится в числе наиболее уязвимых для распространения экстремизма. При этом, сохраняющиеся в российском обществе кризисные явления, как никогда остро в настоящее время демонстрируют активную позицию молодежи в выражении собственных мыслей, идей и намерений – как отражения социальной напряженности в условиях модернизации российского общества.
Большинство исследователей считает, что отправной точкой при анализе экстремизма как феномена политической реальности служат противоречия, которые существуют в обществе независимо от воли и желаний людей. В общественной жизни они проявляются в виде конфликтов, в ходе которых стороны вырабатывают те или иные идеологии и программы, направленные на их разрешение.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации определяет, что среди основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране. Отмечается, что «для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие» .
Несмотря на актуальность темы и достаточно большое количество трудов, посвященных данной проблеме, дискуссионными продолжают оставаться вопросы определения сущности молодежного экстремизма, его характеристики и признаков, а также его причин и тенденций развития в современных российских условиях. Кроме того, до сих пор не сформировано единого подхода к технологиям профилактики молодежного экстремизма и не определены возможности социальной работы как особого социального института в этом процессе.
Молодежь часто пытаются завербовать в организации экстремистского толка, прикрываясь самыми разными предлогами. Иногда, скажем, спортивная и физическая подготовка в какой-либо секции может сопровождаться навязыванием идеологии нетерпимости к другим нациям или религиям.
Опасным свойством экстремизма является его тенденция перерастать в серьезные преступления: массовые беспорядки, терроризм, убийства. Однако вовлечение в преступную деятельность еще не вся опасность, заключенная в экстремизме. Экстремизм разрушающе воздействует на личность, способствует мировоззренческой и нравственной дезориентации личности.
Распространение экстремизма в молодежной среде детерминировано взаимодействием негативных факторов социальной среды – экономическим неравенством и несправедливостью распределения собственности, высокой социальной напряженностью и конфликтностью общественных отношений, падением престижа политической власти, размыванием системы приоритетных духовных ценностей, ослаблением регулирующей роли государства и нарастанием криминогенности в обществе. Молодежь объективно занимает промежуточное место в обществе, не играет в нем ведущей роли, находится в положении объекта социализации, подчинения и зависимости от взрослого поколения, в состоянии недостаточной определенности и незавершенности выбора смысложизненных ценностей, а потому не может в полной мере реализовать свой ресурсный потенциал.
Молодежь, являясь субъектом политических и социальных отношений - активной частью общества, может повлиять на ход выполнения и решение политических программ власти. Сегодня молодежь РФ – это 39,6 миллионов молодых граждан – 27 % от общей численности населения страны.
Молодежь как общественная группа действия всегда была одной из наиболее революционной и новаторской, по своему сознанию, частью общества. И сегодня молодежь сама начинает осознавать важность использования политических рычагов во благо народа и развития общества. Молодежь теперь сама идет в политику и процесс этот носит уже глобальный характер.
Рост экстремистских и радикальных настроений повышает социальную напряженность, вызывает все возрастающее и все более обоснованное беспокойство власти и общества. Опасное развитие ситуации определяется неблагоприятными качественными характеристиками радикально настроенной молодежи. Это, прежде всего, высокая степень ее организованности, присутствие криминального потенциала (использование оружия, употребление алкоголя, наркотиков и т.д.), наличие межрегиональных связей, мобильность и т.д.
Бесспорно, молодежный экстремизм, выступающий следствием проявления социального протеста является не столько уголовно-правовым, сколько социальным явлением, потому как представляет собой результат «болезни» общества и возникает на базе череды неразрешенных социальных конфликтов и противоречий, носящих устойчивый и длительный характер. Здоровое общество консолидируется вокруг единых ценностей, регулирует возникающие противоречия, руководствуясь принципами уважения к правам личности. Регулируя общественные отношения, надо четко представлять, что реакция социума на радикальные проявления далеко не спонтанна: она базируется на целом комплексе предпосылок, имеет характерные черты и в достаточной степени является предсказуемой. Неприятие насилия порождает явление общественного противодействия ему. Когда и при каких обстоятельствах активизируется это явление, какие факторы определяют его развитие, как сделать эффективными усилия общества и государства в этой сфере, оптимизировать противодействие радикализму – ответы на эти вопросы актуализируют необходимость профилактики возникновения вспышек социального протеста, выражающихся как в воспитании как законопослушной личности, так и социально направленного государства.
Специфика проявления экстремизма в молодежной среде обусловлена особенностями самой молодежи - незавершенностью процессов экономической, политической и духовной социализации, мировоззренческой неустойчивостью, недостаточной социально-психологической зрелостью, поверхностным восприятием сложности и противоречивости социального бытия, стремлением к решительному обновлению форм и способов жизнедеятельности, склонностью к проявлению различных форм социального протеста и неумеренностью в выборе средств и способов достижения жизненных целей.
Характерными чертами проявлений экстремизма в молодежной среде являются протестный характер, преобладание групповых форм, политическая индифферентность, повышенная криминогенность, высокая неумеренность и эскалация насильственных форм, а также многообразие форм проявления.
Для России, уникального многонационального государства, экстремизм особенно опасен, поскольку угрожает мирному сосуществованию различных этнических и социальных групп, пытается посеять недоверие и разлад среди населения страны, посягает на основные принципы государственного устройства.
Сегодня мировой опыт свидетельствует о том, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения и др.
Социальные технологии базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками - социологией, теорией социальной работы, теорией управления, правом, социальной педагогикой и др.
Социальная работа - это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
Основные технологии социальной работы по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы:
- на оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространств конструктивного взаимодействия, положительных эмоций, реальных социальных проектов, достижимых перспектив, реального опыта решения молодежных проблем;
- формирование технологий оптимизации молодежного экстремистского поля, разработку методов его разрушения, создание на его месте конструктивных социальных зон;
- создание технологий эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включение его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и всего социума в целом. Итогом такой работы должно стать развитие толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;
- разработку системы психокоррекционной работы, направленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.
На основе взаимодействия объекта и предмета профилактики могут быть формулированы цели и задачи социальной работы в системе профилактики молодежного экстремизма:
1. Создание условий для снижения агрессии, напряженности, экстремистской активности в среде российской молодежи.
2. Создание условий для воспитания успешной, эффективной, толерантной, патриотичной, ответственной личности.
3. Создание условий для повышения жизненных шансов подростков и молодежи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
4. Развитие конструктивной социальной активности подростков и молодежи.
5. Развитие позитивных молодежных субкультур, общественных объединений, движений, групп.
6. Создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала российской молодежи
Социальная работа осуществляется, реализуется при помощи отдельных методик или техник (общения с клиентами, трудоустройства, поведения в экстремальных условиях, реадаптации, реабилитации, психотехник и т.д.). Так, любая организационная структура социальной работы (служба занятости, служба социальной помощи или защиты, реабилитационный центр и т.д.) также имеет свои технологии и методы работы.
Социальная работа как институт современного общества накопила большой арсенал методов и технологий борьбы с молодежным экстремизмом и его профилактики. Данные методы и технологии могут быть условно классифицированы по различным основаниям.
В первую очередь, считаем целесообразным классифицировать методы и технологии профилактики молодежного экстремизма в зависимости от уровня социальной работы:
- на макроуровне социальной работы технологии профилактики молодежного экстремизма связаны с воздействием на общество в целом, государственной политикой образования и воспитания молодого поколения, а также с государственной политикой обеспечения национальной безопасности и противодействия терроризму и экстремизму;
- на мезоуровне социальной работы технологии профилактики экстремизма в молодежной среде предполагают работу с отдельными социальными группами, общностями и организациями. Сюда могут быть включены технологии социальной работы в учебных заведениях, в молодежных формальных и неформальных организациях, региональный и местный уровень реализации государственной политики по обеспечению национальной безопасности и противодействию терроризму и экстремизму;
-на микроуровне социальная работа включает в себя технологии работы с конкретными индивидами и/или их семьями и ближайшим окружением.
Таким образом, эффективная социальная работа по профилактике экстремизма в молодежной среде должна реализовываться на всех этих уровнях, что позволит обеспечить синергетический эффект прилагаемых усилий при решении данной проблемы.
Социальная работа, основываясь на междисциплинарном подходе, также может включать в себя технологии профилактики молодежного экстремизма следующих видов:
политико-правовые технологии профилактики молодежного экстремизма ориентированы на создание институциональных условий, снижающих риск вовлечения молодого поколения в экстремистскую активность. В основе данного направления лежит законотворческая работа, ориентированная на снижение социально-экономической напряженности в подростковой и молодежной среде, создание реальных возможностей для успешного жизненного старта молодого поколения, расширение возможностей для его самореализации;
организационные технологии предполагают создание механизмов для организованного включения молодых людей в экстремальные виды спорта путем образования региональных ассоциаций экстремальных видов спорта, проведение открытых чемпионатов для «экстремалов», организации специализированных спортивных смен в летних оздоровительных лагерях и др.;
педагогические технологии предполагают информационно-психологическое воздействие на молодежную среду с целью воспитания у нее (молодежи) устойчивого иммунитета к проявлению экстремистских настроений;
психологические технологии предусматривают психологическую помощь в сохранении и укреплении позитивной направленности личности, усилении общественно ориентированных целей, ценностей и субъективных отношений, создании условий для личностного роста и повышения социальной компетентности в целом.
собственно технологии социальной работы включает в себя следующие, наиболее значимые технологические процедуры: социальную диагностику; социальную профилактику; социальную адаптацию; социальную коррекцию и терапию; социальную экспертизу, прогнозирование, моделирование; социальное посредничество и консультирование; социальное информирование.
Таким образом, социальная работа, является тем институтом гражданского общества и демократического государства, который позволяет координировать усилия всех уровней и иерархий в достижении общей цели – формирования толерантного будущего поколения в условиях социального разнообразия.
Современный мир переживает бурный рост радикальных, экстремистских проявлений в молодежной среде, направленных на разрушение традиционных общественных устоев, институтов, социальных практик. Данное обстоятельство ведет к эскалации риска, росту неопределенности, разрушению каналов воспроизводства общества. Однако Россия традиционно находится среди государств, где риски проявления экстремистских настроений достаточно велики, что объясняется многонациональным и многоконфессиональным характером государства. В этой ситуации особого внимания требует разработка и внедрение модели общенациональной системы противодействия экстремизму и снижения его проявлений в молодежной среде.
Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженных деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала.
Таким образом, социальная работа является тем институтом гражданского общества и демократического государства, который позволяет координировать усилия всех уровней и иерархий в достижении общей цели – формирования толерантного будущего поколения в условиях социального разнообразия.
Буторина А.А., преподаватель, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова


Автор: Евгения , 15 Декабрь, 2021

Автор: Евгения , 02 Декабрь, 2021
Я полностью согласна с автором ,чтобы снизить рост таких организаций и входящих в их состав молодых людей,нужны подобные социальные работы. С их помощью можно координально изменить ситуацию ,а главное в лучшую сторону!
Автор,молодец!!

Автор: : Настя, ГПУ, Москва, студент, , 26 Декабрь, 2012

Автор: Карен, Армения, студент, ЕГУ , 26 декабря, 2012 , 26 Декабрь, 2012
Это тема моего диплома.
Убеди, чтобы я уступил.

Автор: Настя, ГПУ, Москва, студент , 26 Декабрь, 2012

Автор: Карен, Армения, студент, ЕГУ , 26 Декабрь, 2012
Я даже считаю, что социальная работа должна быть поставлена в ранг ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ.
Очень интересный материал.
На его основе можно писать не только диплом, но и кандиьтскую.
Как связаться с автором?
Мой @ высылаю.
< Предыдущая | Следующая > |
---|