Молодежь и Чистый Интернет

Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

Концептуально-идеологические противоречия между представителями бытового и догматического ислама в Дагестане

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Корни напряженной религиозной обстановки в республике в наши дни в определенной степени обусловлены историческими обстоятельствами исламизации народов Дагестана и причинами разновременности распространения мусульманства в различных уголках горного края.

Хотя процесс принятия ислама дагестанцами был довольно длительным, однако Дагестан с XV века становиться форпостом суннитского ислама на Кавказе, опорой сохранения канонов правоверного ислама в формате мазхаба имама аш-Шафии. Он фактически стал кузницей подготовки высокообразованных служителей мусульманского культа для всего суннитского Кавказа и за его пределами, прославивших себя и Дагестан своими классическими трудами в самых различных областях теологической и светской мысли.Первый ислам, который пришел в Дагестан является правоверный ислам (ахл ас-сунна) разработанный крупнейшими теологами ислама, в частности, ал-Ашари, ал-Газали и другими, получившее свое закрепление в акиде (символ веры) халифа ал-Кадира в 1041 г. в Багдаде. Принятие ислама дагестанцами способствовало преодолению узких этнических границ, созданию общемусульманского пространства и установлению мира и стабильности в горном крае. Собственно говоря, самому появлению на политической карте мира такого понятия социальная общность как Дагестан, дагестанцы, прежде всего, обязаны исламу, его интегративной функции. Только в начале XIX в. в дагестанскую религиозную жизнь начало проникать новое исламское течение – суфизм в форме накшбандийского тарикат. Последователи правоверного ислама обычно во все времена относились и относятся к суфизму и по ныне скептически, как отклонение от канонов правоверного ислама, рассматривая его как оппозиционное течение.В современном дагестанском обществе на этой почве за последние годы между последователями суфизма и традиционного ислама нет единодушия, а наоборот, складываются отчужденные отношения, которые в конечном итоге приводят к расколу внутри суннитской общины Дагестана. Подобное положение противоречит самим канонам ислама. Тарикат правоверными воспринимается неравнозначным течением классическому исламу, а тарикатисты, в свою очередь, поступают наоборот и считают свой путь к познанию Бога единственно истинным. Это новое, нехарактерное явление для суннитской общины Дагестана. Фактически подобные неприязненные отношения складываются среди представителей верхнего эшелона духовных авторитетов, рядовые сунниты к таким явлениями безразличны, они исполняют свои религиозные обязанности, как это было в прошлом.Следует отметить, что тарикат с периода распространения в Дагестане мирно уживался с традиционным правоверным исламом. В истории Дагестана неизвестны случаи противостояния и разногласия по отношению к вере. Между этими течениями в исламе не существует особо принципиальных расхождений, есть только незначительные различия в соблюдении культовой обрядности, а также методах и подходах познания бога, объединения в различные формы мюридских братств и т.д.Не смотря на эти мелкие расхождения, представители каждой из них жили веками в мире и согласии, исполняли свои мусульманские обязанности по мере своего восприятия канонов ислама. До 90-х гг. ХХ в., т.е. в условиях Советской власти, правоверный ислам оставался, если так можно сказать, «официальной» признанной формой ислама в Дагестане. Духовное управление мусульман Северного Кавказа (ДУМСК) находилось в их введении, а суфийско-тарикатский ислам считался подпольно действующим, «неофициальным» исламом. Только после распада СССР, в условиях демократизации общественной жизни в республике и широкомасштабного возрождения ислама, развернулось соперничество за верховную религиозную власть (муфтият) между правоверным официальным и неофициальным суфийским исламом. В результате этого ислам в тарикатском варианте юридически с 1994 г. стал коммуникативным центром и Духовное управление мусульман Дагестана (ДУМД) оказалось в руках тарикатистов. Исследователь из «Центра стратегических и политических исследований» ИВ РАН Д.В. Макаров пишет: «… представители прежде неофициального суфийского ислама – шейхи и их мюриды – взяли под свой контроль Духовное управление и стремительно расширяющуюся систему религиозного образования, фактически придав тарикатизму статус официальной исламской идеологии».Однако следует отметить, что, хотя формально тарикатизм превратился из неофициального в официальный ислам в Дагестане, а фактически он до сих пор не стал общепризнанным управлением религиозными делами для всех дагестанцев. Несмотря на неоспоримые достижения в деле религиозной пропаганды, определенного укрепления институциональной базы ислама, существующее ДУМД не сумело пока стать признанным общедагестанским интегрирующим центром ислама.В тени оказался традиционный правоверный ислам и это несмотря на то, что у него, среди дагестанцев не меньше, а бесспорно больше сторонников и последователей, у которых есть свои мечети, образовательные учебные заведения, духовные лидеры.По нашему мнению, подобное положение дел, существующее на сегодня в суннитской общине Дагестана, не отвечает интересам ни самих мусульман, ни муфтията, ни всех имамов мечетей, не чаяниям широких масс верующих, не устраивает республиканские властные структуры. По этой причине сама религиознополитическая обстановка в республике ставит данную проблему в повестку дня как неотложную. В этом плане Дагестан располагает опытом многовековой истории, а также недавним (1999 г.) выступлением объединенных сил дагестанцев, среди которых было немало тарикатистов и правоверных, против салафитско-ваххабитской агрессии.В настоящее время в Дагестане складывается более благоприятная обстановка для положительного решения острых, в том числе и конфессиональных проблем. Здесь открываются большие перспективы для деятельности прежде всего перед духовными лидерами, весьма уважаемыми людьми в республике, которые своей мудростью, авторитетом и огромным опытом проведения в таких случаях маслиата должны положить конец конфликтам по второстепенным идейным вопросам среди мусульман Дагестана и создать общепризнанное суннитами-дагестанцами легитимное ДУМД. На базе сплоченной суннитской общины можно создать единый общедагестанский заслон, направленный против ваххабитского экстремизма и терроризма.С конца 80-х гг. XX века в Дагестане в суннитском исламе появилось еще одно новое экстремистское течение – салафизм. В отечественной научно-публицистической литературе это течение получило название «ваххабизм», связанное с эпонимом основателя данного религиозно-политического движения Мухаммада ибн-Абд ал-Ваххаба. В настоящее время ваххабизм, отказавшийся от многих своих первоначальных агрессивных канонов, стал официальной религией Саудовской Аравии, куда совершает паломничество со всего мусульманского мира, в том числе из Дагестана. Ваххабиты у себя на родине вынуждены были считаться с изменившимися реалиями современного мира и вынуждены были внести трансформировать идеи «чистого», снять накал своей агрессивности к остальным мусульманам и иноверцам. В то же время в салафитских кругах имеются определенные крайне экстремистские силы, которые еще остаются на прежних агрессивных позициях и терроризируют население отдельных регионах мусульманского мира (Северный Кавказ, Афганистан, Судан, Алжир, а ныне и Ирак и др.). Там, где разворачиваются кровавые социально-политические и межконфессиональные конфликты, там для себя они находят почву своей экстремистской деятельности.Обострение отношений на религиозной почве, как правило, связано с неустроенностью жизни, незащищенностью людей. И чем энергичнее попытки господствующего этноса использовать религию как инструмент государственной интеграции, тем сильнее проявляется дезинтеграционный эффект межконфессиональной напряженности, которая подчас принимает форму религиозно-общинных конфликтов, автономистских и сепаратистских движений. Напряженность особенно сильна, когда религиозные меньшинства являются также и этническими. Узконациональная религия нередко усугубляет самоизоляцию этносов самим фактом их отличия по отношению к доминирующим этносу и религии. И чем больше интегративный потенциал конфессии, тем выше преграды, разделяющие людей и народы. И часто неосознанный протест против дискриминации этнических меньшинств подменяется протестом против дискриминации по религиозным мотивам и национальная борьба приобретает религиозную окраску.Конфликтность в отношениях между конфессиональными общинами – это также и следствие традиционных расхождений в вопросах веры, исторически сложившихся антипатий и даже вражды, в основе которой различие религиозных, этнонациональных норм и обычаев (так суннитов и шиитов разделяет разный подход к вопросу о легитимности авторитетов в иерархии преемников пророка Мухаммада). Напряженность перерастает в конфликт в случае явного вызова обычаям или интересам общины, оскорбления чувства верующих и т.п. А политическая разноориентированность мусульман «новаторов» и традиционалистов в Чечне и Дагестане породили внутрирелигиозный конфликт, усугублявшийся лидерами ваххабизма, противопоставлявшими себя традиционному исламу.С учетом сложных процессов, происходящих в религиозной среде, органы власти всех уровней в своей практической деятельности должны решительно отстаивать конституционные принципы светского государства. Государственным и муниципальным органам власти РД во взаимодействии с религиозными объединениями необходимо строго придерживаться законодательства РФ и РД, не допускать их вмешательства в государственные дела, земельные вопросы, в государственную школу, сферу культуры и т.п. Следует решительно пресекать попытки вмешательства религиозных организаций в вопросы муниципального и государственного строительства. Осудить практику попыток использования потенциала религиозных организаций при подготовке выборов и выработке управленческих решений.Государственным и муниципальным органам необходимо интенсифицировать работу по идеологическому противодействию религиозно-политическому экстремизму, активно задействовав имеющиеся СМИ, актив города или района, местную и столичную интеллигенцию. Во взаимодействии с религиозными организациями и ДУМД необходимо сформировать в обществе устойчивое понимание общественного неприятия идеологии экстремизма и терроризма.В этой связи считаем целесообразным:

 

– актуализировать совместные усилия всех уровней власти и религиозных организаций по выработке общественного осуждения и неприятия экстремизма и терроризма в любых формах и проявлениях;

- рекомендовать ДУМД переместить свои усилия по воспитательным, идейно-теологическим и религиозно-правовым вопросам непосредственно в местные религиозные организации. При этом особое внимание уделять разъяснению, особенно среди молодежи, пагубности раскольнической деятельности последователей религиозно-политического экстремизма.

Абдуллаев А.А.
г. Махачкала

 

Комментарии (0)Add Comment

Написать комментарий
меньше | больше

busy
Обновлено ( 22.03.2010 17:07 )  
Ты здесь: Главная