Стремительность распада Советского Союза явилась одной из основных причин обострения межнациональной и межконфессиональной напряженности на просторах бывшей сверхдержавы. В результате в ряде зон бывшей периферии СССР возникли настоящие ареалы конфликтов, имели место и ныне еще происходят локальные войны, появился ряд новых и очень нестабильных государств. На волне эйфории победы либерального Запада в "холодной войне" с "советской империей", как очень точно замечает известный отечественный этнополитолог В.В.Тишков, родился "интригующий проект второго круга дезинтеграции постсоветского пространства за счет России как новой "мини-империи". Он "нашел много энтузиастов среди политиков, международной бюрократии и научного сообщества, в том числе и в среде новых соседей России, где ощутимо желание наказать бывшего "старшего брата". В осуществление этой идеи вкладываются ощутимые интеллектуальные и материальные ресурсы, а также академические амбиции".
После распада СССР Северный Кавказ получил статус приграничного региона на южном направлении внешних интересов России, которое ныне можно рассматривать в качестве главного источника потенциальной угрозы безопасности страны в связи с активизацией исламских радикальных тенденций, проникающих сюда со стороны Саудовской Аравии, Иордании, Пакистана, Турции и других южных соседей.
В стремлении создать ядро будущего «всеисламского союза», независимо от его основы, пантюркистской или панисламистской, Саудовская Аравия, Турция, Пакистан и др. не исключают возможности прямого вмешательства в дела не только "мусульманских" республик бывшего СССР, но и России, что наиболее явно проявляется в Таджикистане, Киргизии, Узбекистане, на Северном Кавказе, а, в последнее время, и в республиках Поволжья.
В результате их поддержки Северный Кавказ остается наиболее серьезным очагом социальной и межнациональной напряженности в стране и непосредственной угрозе национальной безопасности России. В последние годы наблюдается активизация радикальных исламских сил Дагестане, в других северокавказских республиках, в Поволжье.
Изучение проблемы радикализма в исламе относительно новое направление исследований в области политических наук, поскольку современный радикализм берет свое начало с момента образования в Египте в 1926 г. мусульманской организации экстремистского толка "Братья-мусульмане". Тем не менее, можно утверждать, что целая плеяда ученых Востока и Запада еще до указанного периода внесла свой вклад в освещение проблемы. Так, мусульманский теолог XII века аш-Шахрастани исследовал процесс и последствия расколов в исламе, которые в основном носили политическую подоплеку.
Абу Хамид Ал-Газали стал основателем ныне общепризнанной, эталонной суннитской ортодоксии, получившей повсеместное распространение в мусульманском мире. Л. Бернард, Г.Э., Идрис Шах, А. Массэ, в своих трудах ставили целью проследить историю возникновения и развития ислама и его отдельных течений, а также составить наиболее полное описание мусульманской доктрины в том виде, в каком она была доступна этим исследователям.
Нынешний интерес к религии в целом и к религиозному радикализму в частности в известной степени стимулируется получившей популярность в научном мире идеей о столкновении цивилизаций, высказанной американским ученым С.Хантингтоном. Популярность концепции Хантингтона, определившим нарастание межконфессиональных противоречий как межцивилизационное противостояние, может быть объяснена относительной легкостью ее восприятия, ее удобством как "ключа" для понимания конфликтов в СНГ, эффективностью подачи ее публицистами самых разных идеологических направлений, а также тем, что к идеям Хантингтона обращается немалая часть политических радикалов.
Среди современных отечественных ученых, исследовавших различные аспекты арабо-мусульманской цивилизации, исламского права, а также политизации этой религии можно отметить Л.С. Васильева. Так, исследователь движения радикального ислама Л.Р. Полонская указывает на такие особенности возрождения фундаментальных основ религии как теологические и политические. Если в первом случае речь идет о теории возрождения идеального исламского государства, обеспечивающего возможность существования такого общества, то во втором следует говорить о борьбе фундаменталистов за захват власти насильственным путем и утверждение политической модели государства, основанной на шариате.
Известнейший исследователь политизированного ислама А.В.Малашенко, в свою очередь, рассматривает фундаментализм как мысль, теорию, в то время как исламизм, по его мнению, является практическим воплощением фундаментализма, то есть действием. В идеологическом отношении "классические" фундаменталистские организации выступают сегодня за "очищение" реально существующего ислама, обвиняют в продажности, сервилизме официальных служителей культа, призывают к созданию "идеального" мусульманского общества, функционирующего согласно Корану, "неповрежденной" Сунне и законам шариата. Характерной чертой современного исламского фундаментализма можно считать то, что его сторонники внутри исламского движения борются против традиционалистов и модернистов.
Традиционалисты выступают за сохранение ислама таким, каким он сложился в период добуржуазных социально-экономических, политических и культурных институтов и представлений. Они противодействуют каким-либо переменам - как в религиозной сфере, так и в общественной жизни. Носителями традиционного сознания являются представители официального духовенства, поддерживающие правящие режимы.
Модернисты стремятся реформировать, приспособить мусульманскую догматику к нуждам современного развития, отбрасывая или замалчивая одни положения и развивая другие. Носителями этого типа религиозного сознания являются, в частности, сторонники "исламского социализма".
Наибольшую угрозу представляют радикализм и экстремизм фундаментализма, вследствие чего его часто называют "воинствующим исламом". Фундаменталисты считают вполне допустимым использование террора и насилия для достижения поставленных ими целей, как правило, политического характера.
Таким образом, исламский фундаментализм - это религиозно-политическое течение в исламе, который связан с деятельностью общественно-политических, экономико-социальных, культурно-просветительских и элитных группировок, использующих в своей практике лозунги, призывающие к построению государства на основе принципов раннего, времен пророка Мухаммеда и первых четырех "праведных" халифов, ислама.
Радикализм решительное, бескомпромиссное осуществление намерений внедрить «истинный ислам» в политику и повседневную жизнь общества. Исламский радикализм – это совокупность социально-политических идей и действий, направленных на коренное изменение основных общественных институтов или политической системы общества в целом.
Что касается "экстремизма", то в отечественной литературе он определяется как приверженность к крайним взглядам и действиям в идеологии и политике. Для современного экстремизма характерны выбор, отстаивание и применение в решении теоретических и практических социальных проблем крайних насильственных методов и средств.
Под понятием "исламский экстремизм" подразумевается использование различными исламистскими группировками, ставящими своей целью захват политической власти, таких методов ведения борьбы, которые выходят за рамки законных с точки зрения международного права.
Терроризм – это применение устрашающего насилия как средства воздействия на государство, общество, личность в политических или криминальных целях. Его признаками являются: применения в качестве основных методов насилия и устрашения; стремления оправдать свои действия высокими нравственными мотивами, необходимостью достижения политических или идеологических целей; нанесения ущерба третьим лицам, то есть людям, непосредственно не участвующим в конфликте; публичность и гласность, в той или иной мере пропагандистский характер террористических акций; терроризм оправдывается его идеологами как последнее средство борьбы с более сильным противником.
Современный терроризм - явление неоднородное как в идеологическом плане, так и в том, что касается мотивации действий, масштабов осуществления акций, средств и целей. Например, в "Белой книге российских спецслужб" выделяются следующие направления в современном терроризме: социальный терроризм, преследующий цель коренного или частичного изменения экономического или политического строя собственной страны; националистический терроризм, включающий в себя организации этносепаратистского толка и организации, поставившие своей целью борьбу против экономического или политического диктата инонациональных государств и монополий; терроризм религиозный, связанный либо с борьбой приверженцев одной религии (или секты) в рамках общего государства с приверженцами другой, либо с попыткой подорвать и низвергнуть светскую власть и утвердить власть религиозную, либо с тем и другим одновременно.
Составной, но достаточно автономной частью религиозного терроризма является терроризм исламский. Он многообразен, в нем представлены борющиеся между собой группировки различных исламских направлений, течений, сект, учений (суннизм, шиизм, суфизм, ваххабизм и др.).
Миссионер, продолжение следует
Автор: Петр Иванович Перест-Петренко , 16 Ноябрь, 2023
Автор: Петр Иванович Перест-Петренко , 11 Ноябрь, 2023
Автор: Toktamish Nigmatulin , 26 Октябрь, 2023
1) Социальные и экономические проблемы: Высокая безработица, бедность и социальная несправедливость могут создавать почву для радикализации молодежи, которая ищет выход из сложных жизненных ситуаций.
2) Иммиграция и дискриминация: Во многих постсоветских странах существует значительная мусульманская диаспора, которая иногда подвергается дискриминации и маргинализации. Это может привести к чувству изоляции и разочарования, что в свою очередь может способствовать радикализации.
3) Воздействие исламистской пропаганды: Исламистские организации, при пособничестве иностранных спецслужб, активно используют интернет и социальные сети для пропаганды своих идей и рекрутинга новых членов. Это делает их более доступными для молодежи, ищущей свое место в мире.
4) Геополитические факторы: Регион постсоветского пространства находится вблизи нестабильных регионов, таких как Ближний Восток и Афганистан. Это может способствовать перетоку идеологии и боевиков через границы.
Для борьбы с исламским экстремизмом в постсоветском пространстве необходимо уделять внимание социальной, экономической и политической стабильности, а также работать над включением мусульманских сообществ и предотвращением дискриминации. Важно также продолжать усилия по контролю за радикальной пропагандой в сети и улучшению сотрудничества в борьбе с трансграничным экстремизмом.
Автор: Семён_ , 15 Декабрь, 2021
Есть ли что-то, что мы можем сделать прямо сейчас, чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону?
И не только свою, но и своих близких?
Автор рассказывает нам о том, как мы можем изменить мир к лучшему.
Для этого всего лишь нужно начать с самого себя.
Автор: Иван . , 15 Декабрь, 2021
Автор: Александр . , 15 Декабрь, 2021
Да очень просто!
Надо дать отпор!
Если мы сами не будем бороться, то кто-то другой сделает это за нас!
Кто-то более сильный и хитрый, чем мы!
Автор: vanp , 19 Октябрь, 2021
Автор: ПАЛОМНИК трижды, Мекка, Межхед, Иерасуалим , 06 Сентябрь, 2013
"Я ненавижу Человечечство, мой мир, Мое Отечество - моя пустынная душа"...
Ну, где Блок, где его "пустынная душа"?
Быть КОТЕНКОМ в руках хорошего хозяина - это хорошо, быть доберманом на охране хозяина, тоже хорошо, быть клещем на теле хозяина - это уже плохо!!!!!
Суфизм - это клещь на теле АЛЛАХА!!!!!
Сектанты - это клещь на теле БОГА!!!!
Пишите о сетантах. ОНИ - ЗЛО!!!
Они нас втягивают в противостояние!!!
Автор: Рамзай, МГИО , 06 Сентябрь, 2013
Путин не "пионер"!
В нем чувствуется ДУХОВНАЯ СИЛА!!!!!
Если победит 2маугли", я за него проголусую десять раз!!!!!!
ВПЕРЕД РОССИЯ, ПОЗАДИ _ АМЕРИКА!!!!!!!!!
Автор: Муслим, Дербент , 26 Апрель, 2012
А на деле - Россию "держат за дойную корову и пробирку экспериментаторов" националистических идей.
Те, кто должен заниматься противодействием, сами участвуют в распространении враждебной идеологии или по своей тупости или из-за "живота ради".
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Я полагаю, что ЦРУ и фонд Сороса спонсируют и поддерживают экстремистские группировки, чтобы дестабилизировать регионы и достичь своих геополитических интересов. Предоставление финансирования и оккультация этой информации помогают им сохранять политический контроль и поддерживать свою власть.
Другие факторы, такие как идеология, неравенство, образование и геополитические конфликты, играют второстепенную роль по сравнению с этими влиятельными силами. Если бы ЦРУ и фонд Сороса прекратили финансирование исламского экстремизма, можно было бы решить проблему терроризма.
Мне кажется, что для более глубокого понимания исламского терроризма необходимо провести независимое исследование о роли ЦРУ и фонда Сороса в его финансировании. Только тогда мы можем найти реальные пути для предотвращения террористических актов.