Молодежь и Чистый Интернет

Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

ЗАБЫТЫЙ ГЕНОЦИД ИЛИ ТРАГЕДИЯ РУСИНОВ В ГАЛИЦИИ

Печать

За русскими историками есть большой должок — необъяснимое двухвековое невнимание к истории карпатских русин. А между тем это — один из наиболее близких нам этносов, который никогда не забывал наших общих этнических, культурных и духовных корней. Именно благодаря им Галиция многие столетия была «русской стороной», не мифической «Западной Украиной», а исторической «Карпатской (или Угорской) Русью». Карпатские русины — крайняя юго-западная часть восточного славянства — известны с раннего Средневековья. Их исконный ареал обитания — южные и северные склоны Карпат, которые получили историческое название «Карпатская Русь».

 

К началу ХХ века русины проживали компактными общинами на территории тогдашней Австро-Венгрии; при этом русины, населявшие южные склоны Карпат, входили в состав Венгрии (историческая Угорская Русь), а русины Восточной и Западной Галиции — в состав австрийской части монархии Габсбургов. Начало Первой мировой войны повлекло широкомасштабные репрессии австрийских властей против русинов. Во время войны в австрийские концлагеря было сослано от 30 до 40 тысяч русин.

По данным составителей "Талергофского альманаха", всего в результате австро-венгерского террора на территории Галиции, Буковины и Закарпатья пострадали 120 000 человек. Было убито около 300 униатских священников, заподозренных в симпатиях к православию. Результатом геноцида русин стало то, что их численность во Львове сократилась почти вдвое. Более ста тысяч галичан, спасаясь от австрийского террора, бежали в Россию вместе с отступающей русской армией летом 1915 года. Например, жители села Скоморохи ушли с русскими и поселились в Пензенской губернии.

История русин.

Большая часть русин жила в австрийской Галиции (исключением было Закарпатье, входившее в Транслейтанию, т.е. в венгерскую часть монархии Габсбургов). Австрийская Галиция делилась на Восточную (административный центр – Лемберг (совр. Львов), 51 уезд) и Западную(административный центр – Краков, 30 уездов). По переписи 1910 г. здесь проживало 5 913 115 чел., из них в Восточной Галиции – 5 334 193 чел. По данным австрийской переписи, сделанным на основании использования «обиходного языка», в уездах Восточной Галиции превалировали русины(62,5%), а в Западной – поляки (от 53 до 99,9%). Эти данные, разумеется, были до известной степени условны, так как не давали данных по проживавшим здесь евреям.

По более точным русским данным, в Восточной Галиции и Буковине русинское население составляло 41-62%, польское население местами доходило до 45%, еврейское - 11%, в восточной Галиции 62% принадлежали к униатской церкви, на Буковине - 68% к православной.Обстановка в Восточной Галиции была весьма сложной, отношения между конфессиями и нациями – традиционно натянутыми. Достаточно сказать, что 37% всей территории Галиции принадлежало крупным собственникам (владельцам латифундий свыше 1 тыс. гектаров земли) – их было всего 475 и в основном это были поляки. При этом 94% русинов занимались земледелием и абсолютное большинство этих крестьян владело участками земли от 1 до 5 гектаров. Экономическое положение русинского крестьянства можно описать одним словом – нищета. Не раз напряженное противостояние между крестьянами, т.е. русинами, и поляками, т.е. дворянством, проявилось на этих землях во всю силу. Национальная идентичность карпатских русинов окончательно сформировалась в XIX веке под воздействием русинских будителей — так во многих славянских языках называются активисты национального, культурного и языкового возрождения. Это были убежденные русофилы, исповедавшие идею о 5 принадлежности карпатороссов к единому русскому племени от Карпат до Тихого океана. Они тяготели к русскому литературному языку и русскому культурному наследию.

Начало конца.

Из событий XIX века австрийские власти в Галиции сделали верные выводы. Началась борьба за контроль над умами, то есть над школой, которая велась не на жизнь, а на смерть. На смерть всего, что называло себя русским. В начале XX века, в виду неизбежного, как казалось уже многим столкновения германских держав со славянской, это противостояние было особо острым. Русофильские элементы Галиции, отстаивавшие свое право на сохранение этнической и культурной идентичности, были весьма нежелательны для Габсбургов, поляков и созданных ими «мазепинцев». В.Р. Ваврик, заключенный в концлагерь Терезин по доносу украинского националиста, вспоминал, как австрийские власти делали все для того, чтобы разделить единый когда-то русинский народ – они подкупали, они создавали платные места для нужных людей и они добились своего – народ был разобщен, разбит на два лагеря.

Галицко-русский табор, стоя нерушимо на славянской основе, неустанно братался с родственными славянскими народами, радовался их успехам, печалился их неудачами и спорами между собою и всю свою жизненную энергию обращал против германской расы и ее нечестивых методов борьбы с соседями. Поэтому вполне понятно, что Австрия, во главе с немецкой династией Габсбургов, старалась всеми силами задавить эту часть галицкой интеллигенции и приостановить ее влияние на народные массы.

Второй табор галицкой интеллигенции, взлелеянный венской няней, пошел, отбросив свое славянское родство, войдя в сговор с врагами славянства и своего родного народа, проникся ненавистью к братским народам, позаимствовал от германцев методы беспощадного топтания прав славянских племен и даже с оружием в руках устилал труппами своих родных братьев, родную землю. Этот табор стал любимцем Австрии и оставался ее наймитом до самого развала.

"Сокольское" движение. Перед  войной восточная и западная Галиция стали центрами польского движения, в рамках которого местная молодежь проходила усиленную военную и диверсионную подготовку. Центрами сокольских организаций стали Краковский, Тарновский, Перемышленский, Станиславовский и тарнопольский округа. Численность организации достигла 40.000 человек.

Кроме «соколов», к 1914 году действовавших в Галиции 48 лет, существовали еще стрелковые союзы, стрелковые дружины, военный союз, военный союз имени Костюшко — все это были польские организации. Кроме польских, в Галиции существовали и две схожие по типу 7 организации украинских националистов, т.н. «мазепинцев» - «Русский Сокол» и «Сечь». Всего данные организации к лету 1914 года объединяли 2383 филиала и около 135 000 членов. Это была хорошо организованная сила, в негативном отношении которой к России сомневаться не приходилось. Ее существование и допускалось австрийскими властями именно с целью противостояния русскому влиянию в мирное время и русской армии в военное.

Начало войны.

С началом войны самые массовые репрессии были направлены Веной против сербского населения в Боснии и русинского в Галиции. Целью прежде всего была их духовная и интеллектуальная верхушка. Австрийская администрация фактически использовала по отношению к собственным подданным режим военной оккупации, и к тому же весьма жестокой. Она действовала систематично, широко используя практику взятия заложников, административной высылки, арестов, доносительства. За донос на «москвофила» в Галиции выплачивалась премия от 50 до 500 крон.

При малейшем желании представлялась большая возможность для заработка.(Приложение 2) В желающих заработать недостатка не было. В начале войны во Львове и ряде городов Галиции польскими и украинскими националистическими организациями были проведены массовые демонстрации в поддержку правительства. Именно из этих кругов рекрутировались доносчики на «москвофилов» и их палачи. Особенно активными были «мазепинцы», получившие возможность уничтожить своих оппонентов физически и выжечь сознание родственной близости с русским народом из русин. «Жажда славянской крови, - вспоминал один из узников Талергофа и Терезина, - запоморочила помыслы военных и мирских подданных Габсбургской монархии. Наши братья, вырекшиеся Руси, стали не только ее прислужниками, но и подлейшими доносчиками и палачами родного народа.»

Уже 11 августа во львовских газетах был опубликован первый смертный приговор – в этот день в тюремном дворе городской тюрьмы по обвинению в передаче сведений русским войскам были повешены 3 крестьянина. Вслед за этим последовали другие массовые казни – обвинения не отличались разнообразием – за встречу с хлебом-солью русских войск, за ожидание их прихода, за симпатии к России т.п. Для того, чтобы представить себе верную 9 картину происходившего в Галиции в августе 1914 г., стоит ознакомиться с отрывком из классического романа об Австро-Венгрии, написанного ее большим поклонником. Йозеф Рот, правда, не был каннибалом, о чем можно судить по следующим его строкам: «Из штаба армии поступали многочисленные и весьма разноречивые приказы. Большинство их касалось эвакуации городов и деревень и мероприятий против русофильски настроенных украинцев, попов и шпионов. Торопливые полевые суды выносили опрометчивые приговоры. Тайные шпики строчили бесконтрольные доносы на крестьян, учителей, фотографов, чиновников. Времени было мало. Приходилось спешно отступать и так же спешно карать предателей. И в то время, как санитарные повозки, обозы, полевая артиллерия, драгуны, уланы и пехотинцы, увязая в грязи размытых дождем дорог, спутывались в неожиданно возникающие и безнадежные клубки, стремглав носились курьеры и жители маленьких городков нескончаемыми вереницами тянулись на запад, охваченные белым ужасом, нагруженные белыми и красными тюфяками, серыми мешками, коричневой мебелью и голубыми керосиновыми лампами, - в это время в церковных дворах сел и в деревушках раздавались выстрелы торопливых исполнителей опрометчивых приговоров, и мрачная барабанная дробь сопровождала монотонные, зачитываемые аудиторами решения судов; жены расстрелянных, вопя о пощаде, валялись перед выпачканными в грязи сапогами офицеров, и пылающий, красный и серебряный огонь вырывался из хижин и овинов, сараев и скирд. Война австрийской армии началась с полевых судов. По целым дням висели подлинные и мнимые предатели на деревьях церковных дворов, наводя ужас на всех живущих. А живые разбегались куда глаза глядят.»

Свидетельства современников почти дословно повторяют эту картину. Так, например, при отступлении австрийцев от Стрыя на линию ГородокЯворов осенью 1914 г. они вывезли за Яворов 61 крестьянина и около 80 женщин и детей. На глазах у жен и детей крестьян избивали и вешали – одного за другим. Палачами были венгры. После 5 минут тело повешенного 10 снимали с петли и для проверки протыкали штыком. Для такого рода массовых зверских расправ достаточно было подозрения в симпатиях к России. Разумеется, что при таких обстоятельствах для украинцев возникали весьма выгодные возможности для расправы с русинами и захвата их имущества. Речь шла не только о прессе и типографиях. Национально ориентированным и верным Габсбургам элементам было чем поживиться. Так, например, товарищество «Просвита» в 1909 г. имело в Галиции около 28 тыс. членов, 2164 читальни, 194 хора, 170 любительских трупп и т.д. Но более всего местные власти раздражала православная церковь. В ее преследовании они не сдерживали себя практически ничем (необходимо учесть, что до 77% местных чиновников были поляками). Впрочем, в вопросе преследования православия собственной территорией австрийцы не ограничивались.

При вторжении на русскую территорию, в Подолию, австрийцы проводили массовые аресты православных священников, уводили их в качестве заложников, громили монастыри и церкви (по данным архиепископа Варшавского Николая таким образом в его епархии пострадало 20 церквей, погромы сопровождались глумлением над предметами церковной службы). Но самые массовые репрессии были направлены Веной против «компатриотов». Казни часто были массовыми и публичными, расправы нередко проводились на месте, без какого-либо подобия суда. Простое подозрение было достаточным для того основанием. О соблюдении какой-либо законности не приходилось и говорить. Впрочем, когда дело доводилось до ареста и суда, ситуация почти не менялась.

«Быть арестованным и отведенным в военно-полевой суд, заседавший в каждом местечке, - писал русский журналист из Львова после его взятия, - считалось счастьем, ибо в большинстве случаев палачи казнили на месте. Казнили врачей, юристов, писателей, художников, не разбирая ни положения, ни возраста.» Казням подвергались женщины и дети, особо жестко австрийцы действовали после поражения, когда их разбитые части бежали от русской армии. Весьма характерную историю пришлось услышать 11 командиру XXI-го Армейского корпуса ген. Я.Ф. Шкинскому в дер. Дзибулки под Львовым. Местный священник вместе с дочерью был арестован и приговорен к смертной казни по обвинению в государственной измене. Вина отца заключалась в принадлежности к православной церкви и значительном авторитете среди прихожан, вина дочери - в том, что обучала детей русским песням. От повешения их спас только приход русских войск. По воспоминаниям переживших эти события, это был «подлинный, живой погром» всех тех, кто называл себя в Галиции русскими. Значительная часть арестованных была выслана в концентрационные лагеря Терезин и Телергоф, в которых они систематически подвергались пыткам, издевательствам и истреблению. В конце августа 1914 г. только в Телергофе было собрано 2300 чел., в конце ноября число заключенных достигло около 7 тыс. чел., включая детей младше 10 лет. Людей привозили в товарных вагонах по 80-100 человек в каждом, после длительной дороги, в которой их почти не кормили и не выдавали воды. Люди сотнями погибали от побоев, болезней, дурного питания. Самую активную роль в этих мерзких преступлениях сыграли активисты польских и украинских националистических организаций. С попустительства властей над арестованными по подозрению в симпатиях к России людьми при конвоировании их по улицам города открыто глумились и издевались, подвергали побоям и разного рода мучениям. Репрессии только лишь усиливали русофильские симпатии, которые иногда проявлялись и на фронте среди славянских частей. Характерно, что пленные раненые русины обращались к русским священникам с просьбой о причастии. Исключением были националисты. Впрочем, их пропаганда в целом успеха не имела. Входящую в Галицию русскую армию весьма сочувственно встречали в селах, а в городах иногда пытались обстреливать. Следует отметить, что эти случаи произошли именно в городах, где преобладал польский и еврейский элемент, весьма значительным было и влияние националистов. Кроме того, сочувствовавшие России элементы с началом войны были запуганы террором австрийских властей. Во Львове, например, перед его эвакуацией было 12 арестовано до 8 тыс. человек, подозреваемых в «москвофильстве». Магистрат и полиция города контролировались поляками, в большинстве своем враждебно настроенными к России.

Русский Лемберг.

Сразу же после взятия Львова русскими войсками самую активную деятельность развернул здесь депутат Государственной Думы граф В Бобринский. Еще до войны он последовательно выступал в защиту русофильских элементов Галиции, отстаивавших свое право на сохранение этнической и культурной идентичности. Его стараниями был начат розыск по тюрьмам арестованных русофилов и немедленное их освобождение. Не удивительно, что единичные выстрелы по русским солдатам в городах, не влияли на общую картину. Значительная часть жителей австрийских территорий встречала русских, по свидетельству одного из офицеров, «с искренним расположением и явным любопытством». И то, и другое, впрочем, проявлялось у разных славян по-разному. Английский военный журналист Б. Парес вспоминал, как проявлялась эта особенность: русины и сербы были открыто за Россию, хорваты больше колебались, поляки, казалось, заняли выжидательную позицию, но прекрасно принимали русских. «Больше всех потрясли нас Чехи, которые не выказывали своих симпатий по отношению к нам, до тех пор, пока мы не приблизились к их стране, но потом до самого конца войны сдававшихся в одиночку, ротами и даже целыми полками.» После того, как фронт откатился на запад, местное население быстро убедилось в том, что ему нечего бояться русской армии. Тыловые части даже начали помогать местным крестьянским хозяйствам, лишившихся работников. Американский гражданин, военный корреспондент «Таймс», Стенли Вашборн, посетивший занятые русскими войсками районы Галиции (Львов, Галич), отметил образцовый оккупационный порядок установленный там, отсутствие жалоб со стороны местного населения на насилие или покушение на частную собственность русскими солдатами и офицерами. Негативно по отношению к русским были настроены только евреи. В ряде городов Восточной Галиции они приняли активное участие в 13 погромах и расправах над русофилами, активно помогая венгерским и немецким частям, а также польским и украинским националистам. Естественно, что часть еврейской общины предпочла уйти вслед за австрийскими войсками, а часть с приходом русских войск воздержалась от активного проявления своих эмоций. «Поляки держат себя вполне нейтрально по отношению к русским, не более того. – Сообщал корреспондент «Биржевых Ведомостей». – Евреи безразличны. Словаки и русины не скрывают своего восторга от побед великой России, и для русских готовы на все.» Занятие Восточной Галиции и ее административного центра поставило вопрос об управлении этими территориями. 22 августа (4 сентября) Верховный Главнокомандующий издал приказ образовать здесь «особое генерал-губернаторство с подчинением его через главного начальника снабжения Юго-Западного фронта, Главнокомандующему армиями ЮгоЗападного фронта». В тот же день на пост генерал-губернатора с резиденцией во Львове был назначен генерал-лейтенант граф Г.А. Бобринский. 17 сентября 1914 г. Верховный Главнокомандующий подписал обращение к народам Австро-Венгрии, в котором заявлялось, что целью России в войне является восстановление «права и справедливости», достижение «свободы» и «народных вожделений».

Точных обещаний из обращения не следовало, но оно оканчивалось следующим образом: «Австро-венгерское правительство веками сеяло между вами раздоры и вражду, ибо только на вашей розни зиждилась его власть над вами. Россия, напротив, стремится только к одному, чтобы каждый из вас мог развиваться и благоденствовать, храня драгоценное достояние отцов - язык и веру, и, объединенный с родными братьями, жить в мире и согласии с соседями, уважая их самобытность. Уверенный, что вы будете всеми силами содействовать достижению этой цели, призываю вас встречать русские войска, как верных друзей и борцов за ваши лучшие идеалы.» Действия русских властей не противоречили духу этого призыва. Война разорила значительную часть Галиции, во Львов потянулись беженцы – в основном женщины, дети и старики. Для лучшей организации помощи населению и 14 беженцам во Львове был создан Главный благотворительный комитет, который создал филиалы в других городах генерал-губернаторства. По распоряжению генерал-губернатора в конце сентября в город были завезены продукты на сумму в 60 тыс. руб. – соль, сахар, солонина, мука, крупы, рис. Все это раздавалось беднейшему населению. Во Львове и провинции были организованы благотворительные столовые, беженцам распределялась помощь продуктами. Только за октябрь 1914 г. было роздано продуктов на сумму в 100 тыс. руб. Учитывая тот факт, что курс обмена русских денег на австрийские в сентябре 1914 г. установился в соотношении 0,3 руб. за 1 крону, эта была весьма значительная сумма. Материальная помощь была оказана и семьям австрийских чиновников (в одном Львове их оказалось 12 тыс.чел.), организованы приюты для детей-сирот. За ноябрь 1914 г. во Львове разного рода помощь получили 19 537 нуждающихся, для раздачи было получено 16 тыс. пудов муки, 1,5 тыс. пудов крупы, 12 тыс. пачек кофейных консервов и т.п. За то же время во Львове было организовано 40 бесплатных столовых, обеспечивающих по 40 тыс. бесплатных обедов в день. Этого оказалось недостаточно и 31 октября(13 ноября) 1914 г. Главный благотворительный комитет издал обращение «Помогите родной Галиции!», в котором говорилось: «При самом начале мобилизации, по всей Червонной Руси прошли аресты тысячей и казни сотен священников, интеллигентов и крестьян, одним словом всех тех, кто проявил себя яркими поборниками русской народной идеи. Враги русского народа захотели воспользоваться военным положением, чтобы грубой силой искоренить то русское сознание, с которым они бессильны были бороться культурным путем. До сих пор выяснено, что в занятой нами части Галичины арестовано около 10 000 русских людей, а казнено более 1 000. Освобождено нами из галицких тюрем лишь около 2 000, остальные вывезены вглубь Австрии и Венгрии, и неизвестно, какая их постигла участь. Имущество же их разграблено озлобленными австрийскими жандармами, мадьярами и немцами.

Мы еще не имеем точных сведений из Угорской Руси и Лемковщины, но оттуда доходят зловещие слухи, что отступающие австрийцы вырезали целые деревни и что 15 уцелевшие жители скрываются по горам и лесам. Сколько осталось вдов и сирот, ныне потерявших все из-за верности своих отцов и мужей нашей общей Матери Руси! И мы не можем их оставить без своего сердечного участия и без помощи в хлебе, одежде и топливе.» Крестьянское население восточной Галиции действительно стало объектом забот русской администрации непосредственно перед началом посевной - весной 1915 г. Из запланированных 449 715 пудов зерна успели отправить только 166 549 пудов, распределить успели меньше. Однако порядок распределения был очень выгоден - беднейшие крестьяне получали его в кредит без задатка, остальные выплачивали 25%, на остальную сумму предоставлялась рассрочка вплоть до 1 марта 1916 г. Только на временные курсы для учителей и учительниц из Галиции (первоначально они были организованы в Петрограде) правительством было выделено 35 тыс. рублей. Более сложными, как уже отмечалось, были отношения русских властей с жидовским населением Галиции. Выход из весьма двусмысленного положения был найден 12(25) августа 1914 г., после взятия Тарнополя. Тогда по рекомендации присутствовавшего при штаба 8-й армии депутата Государственной Думы графа В.А. Бобринского Брусилов принял решение отпустить пленных галичан, которые согласились присягнуть на верность России и ее императору. Позже стали использовать более традиционную форму – честное слово не воевать против русских. Во всей контролируемой русскими властями Галиции за все время их пребывания там было проведено 1200 арестов и около 1000 обысков. Как такового, сопротивления русским войскам и властям не было, крупные фигуры из еврейской, польской партии и иезуиты покинули город вместе с австрийскими частями. Впрочем, во Львове была раскрыта и обезврежена небольшая террористическая группа, готовившая покушение на генерал-губернатора Бобринского и русофильски настроенных общественных деятелей. За время русского контроля над четырьмя губерниями Восточной Галиции из нее было выслано 1568 человек. Самым известным из них был униатский митрополит Шептицкий.

До пострижения - польский граф и 16 австрийский гусарский офицер – он постоянно занимал антирусские позиции до войны, а после прихода русских войск публично призвал паству во время службы во Свято-Георгиевском соборе Львова сохранять верность ФранцуИосифу. Проведенный в его резиденции обыск дал доказательства подрывной пропаганды. В результате граф-митрополит был арестован и выслан из Галиции в Киев. Позже он был переведен в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, а осенью 1916 г. – в Ярославль, где и проживал до февральского переворота в снятой для него квартире на тихой Воздвиженской улице под гласным надзором полиции. Герои русской революции не позабыли о нем – Щептицкий был освобожден и вызван в Петроград по распоряжению министра юстиции Временного Правительства А.Ф. Керенского. Позже он был направлен в Австро-Венгрию, правда, его пересылка была приостановлена из-за т.н. «дела» о. Николая Рыжкова – настоятеля православной церкви в Праге, арестованного в августе 1914 г., и приговоренного в 1917 г. к смертной казни. Австрийцы и ранее предлагали обменять русского священника на униатского митрополита, но после того, как Шептицкий был освобожден без предварительных условий, изменили свою позицию.

В целом вряд ли общее количество высланных русскими властями можно назвать значительной цифрой для военного управления населением численностью около 4 млн. чел., особенно если учитывать сложное этническое, социальное и конфессиональное состояние края. Во внутренние губернии под надзор полиции было выслано: жидов 38% - 585 чел.; русиновгаличан(бежавших из плена) - 29% - 455 чел.; поляков 25% - 412 чел.; немцев и венгров 5% - 76 чел.; русских подданных 2% - 28 чел.; итальянцев, греков и чехов 1% - 12 чел.) При этом за тот же период под честное слово не воевать против России было освобождено 4290 военнопленных, уроженцев Галиции, православных и униатов. В это время австрийцы, сражавшиеся в лесистых Карпатах, по-прежнему страдали от шпиономании. Вернее будет сказать, что от австрийской шпиономании по-прежнему страдало мирное русинское 17 население, сотни гражданских пали жертвами своей подозрительной для власти Габсбургов этнокультурной идентичности.

Летнее отступление.

Весной 1915 г. австро-германские армии перешли в контрнаступление. Русская армия вынуждена была отступать. Большая часть Галиции вновь вернулась под власть Австро-Венгрии, вместе с которой вернулись сюда и ее палачи. Они не сидели без дела и неистово сводили счеты со своими врагами. Репрессии против русофилов и православной церкви, развязанные с началом войны, не были остановлены. Всего в результате геноцида, развязанного австрийцами в 1914-1918 гг. в Галиции, Карпатской Руси и на Буковине, погибло более 150 000 мирных жителей. Жертвами культурной политики Вены по-прежнему были не только подданные Габсбургов. Во время австрийской оккупации 1915-1916 гг. чрезвычайно сильно пострадало и православное население русской Волыни. С видимым особенным удовольствием австро-германо-венгерско-польские части глумились над почитаемыми людьми святынями (несколько лучше себя вели чехи и словаки). Так, в частности, в освобожденной 3(16) июня Почаевской лавре русские войска столкнулись с результатами хозяйствования европейцев: из монастыря для переплавки была вывезена масса металлической утвари, в одной из церквей был устроен кинематограф, в другой ресторан, в третьей – казарма и т.д. Разгромлен был монастырь Казачьи Могилы в Дубенском уезде близ Берестечка, разгромлена костница, где хранились останки погибших в бою с поляками казаков Богдана Хмельницкого.

Подобная практика вообще была в высшей степени характерна для австрийцев – церкви систематически осквернялись. Только на освобожденной за первые дни наступления Юго-Западного фронта территории насчитали до 15 совершенно разрушенных храмов, в том числе и в местностях, где боев не было. Националистов, «защищавших» Украину в рядах австро-венгерской армии, такого рода скверна не раздражала – ведь у них была возможность стрелять в «москалей». По другому вел себя народ, освобождаемый во время Брусиловского наступления русскими войсками. Не удивительно, что летом 1916 года русинское население было радо вновь увидеть русские войска. Принимавший участие в этих событиях А.М. Василевский вспоминал: «Местные жители, которые именовались тогда русинами встречали нас с распростертыми объятиями и рассказывали о своей нелегкой доле. Австрийские власти, смотревшие на них как на чужеземцев, яростно преследовали всех, кого они могли заподозрить в «русофильстве». Значительная часть местной славянской интеллигенции была арестована и загнана в концентрационный лагерь «Телергоф», о котором ходили страшные легенды.»

Трагедию в Галиции и Закарпатье в 1914-1917 годах нельзя назвать ничем иным, кроме как геноцидом и этнической чисткой. В те годы такие термины еще не были в ходу, да и сама тема была неудобной для многих участников войны. Она стала постепенно забываться. Да, масштабы уничтожений в период Второй мировой войны были несравнимы выше тех, что произошли в годы Первой мировой, но для истории принципиальное значение имеет прецедент. И то, что было сделано с русскими, находящимися вдали от своей исторической Родины, в 1914-1917 годы стало предвестником событий 40-х. Читая и размышляя о бесчеловечных нацистских репрессиях в отношении целых народов, важно помнить, что современный неонацизм начинался во Львове, Перемышле и Граце. И во многом потому, что его решили «не замечать», спустя 20 лет произошла трагедия - еще более масштабная и бесчеловечная.

(печатается с сокращением)

Буланов В.В., студент МГПУ им. М.Е. Евсевьева

Комментарии (10)Add Comment
0
Русин Василь Вакаров не просто русофоб, а "рупор" бадеронацистов.
Автор: Катерина Гордиенко, беженец с ДНР, Ульяновск , 03 Июль, 2022
Он так рьяно "вешает лапшу на ТВ", что я уверена - это не просто "рупор", дай ему волю перевешает всех "сепаров". Если так "печется" за судьбу Украины, что же сидит в Москве?
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +26
0
Русин Василь Вакаров не просто русофоб, а "рупор" бадеронацистов.
Автор: Галина Малицкая, политолог, Украина , 08 Июнь, 2022
Это видно не вооруженным глазом. Не знаю почему его приглашают на все ТВ каналы. У меня впечатление, что редакторы этих каналов или дебилы, или враги! Побробуйте переубедить!!!!!!
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +40
0
Прокурор ( будущий)
Автор: ЧП , 16 Май, 2022
Как можно такую мразь приглашать на ЦТВ?
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +58
0
А этого "бандерлога" я то же ненавижу.
Автор: Антон, МГТУ им. Н.Э. Баумана , 06 Май, 2022
Согласен. Дай ему волю - первый будет вешать "русню".
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +83
0
Трагедию в Галиции и Закарпатье в 1914-1917 годах нельзя назвать ничем иным, кроме как геноцидом и этнической чисткой.
Автор: Карина Мицкевич, учитель, Орел , 03 Май, 2022
Интересная информация, надо взять на заметку. Многое еще не раскрыть в нашей истории. По-видимому и корни западноукраинского коллаборациони́зма надо искать где-то в те годы.
А этого "бандерлога" я то же ненавижу. Скользкий уж, так "радеет" за Украину, что из Москвы не выгонишь, во все каналы ЦТВ "без мыла лезет", разве, что в Доме-2 не участвовал.
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +91
0
Это типичный провокатор.
Автор: Арсен, преподаватель, Махачкала , 26 Апрель, 2022
Не знаю как всем, но мне этот тип противен. Типичный представитель информационно-пропагандистского сектора западного информационного сообщества. От него, кроме гадости ожидать нечего. Не знаю, почему этого ...... типа приглашают на ведущие каналы российского ТВ.
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +102
0
Это типичный провокатор.
Автор: Дарья Ухтомская, студент, МГТУ , 16 Апрель, 2022
Не пойму, почему этого п.......а пускают на ЦТВ. Неужели других, более адекватных нет?
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +110
0
У В.Соловьева в передаче "Вечер с В.Соловьевым" постоянно присутствует русин Василь Вакаров.
Автор: Александр Ухтомский, студент МГТУ им. Н.Э. Баумана , 01 Апрель, 2022
Это типичный провокатор. Более того, могу констатировать, что Вакаров это специалист ингформационного противоборства, умело использующий способы и методы психологического воздействия на аудиторию.
Удивляюсь тому, что он до сих пор не под следствием!!!!!.
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +134
0
"... Второй табор галицкой интеллигенции...".
Автор: Александр, студент МГТУ им. Н.Э. Баумана , 25 Март, 2022
Русин Василь Вакаров не просто русофоб, а "рупор" бадеронацистов. Когда вижу его на передачах ТВ - переключаю на другую программу и то же советую друзьям.
И, вообще, что этот таборщик делает в России?
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +138
0
"... Второй табор галицкой интеллигенции...".
Автор: Сергей Платов, преподаватель, Воронеж , 08 Декабрь, 2021
Интересная статья. Сам бы не стал искать историю русинов, да и сейчас уже и времени нет. Но статья мне понравилась.
У В.Соловьева в передаче "Вечер с В.Соловьевым" постоянно присутствует русин Василь Вакаров. Мастер манипуляций и ярый сторонник "самостийной" (но почему-то не спешит покидать Москву). Теперь я понимаю откуда у него столько злобы ко всему российскому. Это по наследству.
"... Второй табор галицкой интеллигенции, взлелеянный венской няней, пошел, отбросив свое славянское родство, войдя в сговор с врагами славянства и своего родного народа, проникся ненавистью к братским народам, позаимствовал от германцев методы беспощадного топтания прав славянских племен и даже с оружием в руках устилал труппами своих родных братьев, родную землю. Этот табор стал любимцем Австрии..."
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +250

Написать комментарий
меньше | больше

busy
Обновлено ( 02.07.2022 16:36 )  
Ты здесь: Главная Проблемы сегодня Другое ЗАБЫТЫЙ ГЕНОЦИД ИЛИ ТРАГЕДИЯ РУСИНОВ В ГАЛИЦИИ