Молодежь и Чистый Интернет

Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ (Часть четвертая)

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

"Мы протягиваем руку мира и предлагаем добрососедские отношения всем соседским государствам и их народам и призываем их к сотрудничеству с еврейским народом, обретшим независимость в своей стране. Государство Израиль готово внести свою лепту в общее дело развития всего Ближнего Востока". Израиль начал свое существование с этих слов призыва к миру, прозвучавших в Декларации о независимости Государства Израиль, обнародованной 14 мая 1948 года. Государство Израиль расположено на юго-восточном побережье Средиземного моря. Оно было образовано 14 мая 1948 года в соответствии с решение Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года об отмене английского мандата на Палестину и создании на её территории двух независимых государств – еврейского и арабского.
Образование на территории Палестины государства Израиль внесло совершенно новый элемент во всю политическую обстановку в международные отношения на Ближнем Востоке, что было связано главным образом с особенностями создания израильского государства и его положением среди других ближневосточных стран.
Во-первых, израильское государство появилось на политической карте Ближнего Востока не в связи с процессом деколонизации и антиколониальной революции, как это имело место в случае с большинством арабских стран, а в результате сионистской колонизации Палестины при поддержке Англии, Соединенных Штатов Америки и других западных держав путём вытеснения коренного населения – палестинских арабов. Оно возникло как колониально-поселенческое государственное образование, почти всё население, которого к моменту провозглашения независимости состояло из евреев-переселенцев, иммигрировавших в Палестину преимущественно из стран Европы и Америки и совершенно чуждых по своей социокультуре местному арабскому населению.
Во-вторых, социально-экономическая, социально–политическая структура ишува возникла, в отличие от арабского общества в Палестине и соседних странах, не на базе докапиталистической экономики, а была "трансплантирована" еврейскими переселенцами из развитых капиталистических стран Европы на местную почву. Экономика еврейского ишува развивалась в органической связи с западноевропейским, а затем американским капитализмом при постоянной и всё возрастающей финансовой помощи еврейской и нееврейской монополистической буржуазии стран Запада.
В результате к моменту появления Израиля как государственного образования еврейского ишува в Палестине возникла своеобразная экономическая модель развитого капиталистического общества "западного образца", по уровню социально-экономического развития значительно превосходившего соседние страны и экономически абсолютно изолированного от них.
В-третьих, Израиль, в соответствии с "Декларацией независимости Израиля", был провозглашён не только еврейским, но и сионистским государством, то есть государством евреев всего мира.
Сионистская концепция "возвращения избранного народа" на "землю обетованную" предполагало непрерывную иммиграцию, которая одновременно исключала возможность возвращения в родные места палестинских арабов, изгнанных оттуда сионистами.
Эти особенности Израиля в сочетании с идейно-политической концепцией сионизма, положены в основу всей политической структуры и государственной власти в израильском обществе, с самого начала существования Израиля наметили основное направление его развития и место в международных отношениях на Ближнем и Среднем Востоке.
Одним из факторов, оказывающих чрезвычайно большое воздействие на политическую ситуацию в зоне Персидского залива, является арабо-израильский конфликт в целом и неурегулированность палестинской проблемы в особенности.
С учётом географического местоположения бассейна Персидского залива, данный фактор для него можно отнести к разряду внешних. Государство, расположенное в этом регионе, - Саудовская Аравия, Кувейт, Вахрейн, Катар, Аман, Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ), Ирак и Иран не являются прямыми участниками арабо-израильской конфронтации и в отличие от Египта, Иордании, Сирии и Ливана не граничат непосредственно с Израилем.
Но арабо-израильский конфликт вышел далеко за рамки "обычной" конфронтации непосредственно участвующих в нём противоборствующих сторон, и его негативное воздействие распространяется и на прилегающие к зоне конфликта районы, в первую очередь на бассейн Персидского залива.
Практически ни одно государство этого региона не может сохранять внутреннюю стабильность в условиях осложнения конфликта и продолжения агрессивной политики Израиля. Свидетельство этому – бомбардировка иранского атомного реактора, проведённая ВВС Израиля, неоднократные нарушения Тель-Авивом воздушного пространства Саудовской Аравии и его угрозы в адрес государств Персидского залива.
Взаимосвязь между арабо-израильским конфликтом и положением в данном районе состоит и в том, что нефть и финансовое могущество расположенных здесь государств теоретически рассматриваются как политическое оружие, которое может быть пущено в ход при обострении конфликта.
Важной причиной, определяющей отношение всех стран залива, как и других государств с мусульманским населением, к этому конфликту, служит глубокое недовольство оккупацией Израилем Восточного Иерусалима, где находится одна из главных святынь мусульманского мира – мечеть Аль-Акса.
Все эти обстоятельства наряду со значительным палестинским присутствием в регионе создают комплекс военно-политических и морально-психологических факторов, определяющих воздействие ближневосточного (арабо-израильского) конфликта на зону Персидского залива.
Таким образом, вполне понятны мотивы, побудившие правителей Залива уделять столь много внимания проблеме урегулирования арабо-израильского конфликта и решению палестинской проблемы.
Как известно, в начале арабо-израильского конфликта в 1948 году возникла одна из сложнейших и острейших проблем Ближнего Востока – палестинская.
Израиль не прекращал попыток встретиться с арабами за столом переговоров. В 1947 году ООН приняло резолюцию №181 о разделе Палестины. Еврейское население приняло план ООН, однако арабы его отвергли. С провозглашением государства Израиль в мае 1948 года регулярные армии пяти арабских стран, к которым присоединилось арабское население Палестины, и военные подразделения Саудовской Аравии, вторглись в Израиль. После пятнадцати месяцев боёв на острове Родосе было подписано соглашение о прекращении огня (1949), которое подписали четыре из пяти воевавших арабских стран: Египет, Ливан, Иордания и Сирия (Ирак отказался). Соглашение предусматривало продолжение мирных переговоров с целью подписания мирного договора, однако переговоры в Лазание (1949) – были сорваны.
Израиль не оставлял попытки придти к мирному соглашению с арабами, продолжать организовывать тайные встречи с королём Трансиордании Абдаллой. Эти встречи могли привести к мирному договору между двумя странами, но все усилия были сведены на нет из-за давления со стороны других арабских стран. В последующие годы непринятия факта арабами самого существования еврейского государства нашло свое отражение в терроризме, экономическом бойкоте, враждебной дипломатической деятельности. В ходе борьбы против этих актов Израиль не прекращал попыток найти путь к сотрудничеству с арабскими странами.
В октябре 1956 года акции диверсионных отрядов, проникавших в Израиль из Египта, блокада Суэцкого канала и Тиранского пролива привели к началу Синайской кампании. За восемь дней до военных действий израильская армия заняла сектор Газы и весь Синайский полуостров. Израильские войска были выведены с Синая после того, как Египет согласился с требованием свободы судоходства в Тиранском проливе и Эйлатском заливе, такие размещения сил ООН на израильско-египетской границе.
Однако, в последние годы, террористические действия, огонь снайперов и пограничные инциденты на иорданской и сирийской границах держали израильские вооружённые силы в постоянном напряжении и боевой готовности.
Весной 1967 года над Израилем вновь возникла угроза уничтожения. Египтяне перебросили крупные военные силы в Синай, выдворили оттуда подразделения ООН, возобновили блокаду Тиранского пролива и заключили военный пакт с Сирией и Иорданией. Арабские лидеры открыто заявляли, что из цель – уничтожение Израиля, и концентрировали свои армии на границах Израиля. Последовавшая за тем шестидневная война завершилась установлением израильского контроля на Синае, западном берегу Иордана (Иудея и Самария), в секторе Газы и на плато Голан. Тем не менее, Израиль продолжал призывать арабские страны к началу переговоров. Принятие резолюции Совета Безопасности №242, и назначение Гуинара Ярринна чрезвычайным посланником генерального секретаря ООН в конце 1967 года вселило новые надежды на возможность мирных переговоров. Эти надежды израильтян рухнули с началом военных инцидентов в зоне Суэцкого канала, которые переросли в войну на истощение, начатую Египтом.
Американская мирная инициатива государственного секретаря Соединенных Штатов Америки Уильяма Роджерса, прекращение огня, достигнутая в августе 1970 года и возобновление переговоров при посредничестве Гуинара Ярринна фактически были сведены на нет, советской военной и политической поддержкой арабских стран и усилением палестинского террора (1970 – 1975), направленного против израильтян и евреев во всём мире.
В Судный день, в октябре 1973 года Египет и Сирия предприняли массированное наступление на Израиль одновременно на двух фронтах. После трёх недель ожесточённых боёв Израиль отразил арабское нападение, пересёк Суэцкий канал на египетском фронте и продвинулся в глубь Сирии, остановившись в тридцати двух километрах от Дамаска. В результате "челночной" дипломатии госсекретаря Соединенных Штатов Америки Генри Киссинджера было достигнуто соглашение о прекращении огня (ноябрь 1973 года), которое подписали представители египетского и израильского командования на сто первом километре шоссе Каир – Суэц. В декабре 1973 года на основании резолюции Совета Безопасности (Генеральной Ассамблее) ООН №338, Соединенные Штаты Америки и СССР созвали мирную конференцию под эгидой ООН в Женеве, в которой приняли участие Египет, Иордания и Израиль. После торжественного открытия, конференция практически прервала свою работу, однако формально не была распущена.
Год спустя в результате усилий госсекретаря Соединенных Штатов Америки было достигнуто соглашение о размежевании сил между Египтом и Израилем на юге (январь 1974 года) и между Сирией и Израилем на севере (май 1974 года); и, наконец, в 1975 году был подписан промежуточный договор между Египтом и Израилем.
20 июня 1977 года только что избранный на пост премьер-министра Менахем Бегин представляя кнессету своё правительство, заявил: "Я призываю короля Хуссейна, президента Садата и президента Асада встретиться со мной…, - чтобы обсудить возможность установления истинного мира между их странами и Израилем. Много, слишком много крови было пролито в нашем районе: еврейской и арабской. Давайте положим конец кровопролитию и сядем за стол переговоров со всей искренностью… ".
Этот призыв был услышан президентом Египта Анваром Садатом. В ноябре 1977 года, он прибыл в Иерусалим, встретился с израильским лидером и выступил с речью в кнессете. Этот решительный шаг положил начало переговоров между Египтом и Израилем.
Именно Египет положил в 1978 году (в Соединенных Штатах Америки в Кэмп-Дэвиде) начало мирному процессу в арабо-израильском конфликте. Были намечены основные контуры Израильско-Палестинского урегулирования, ибо Египтяне не могли рассматривать мирный договор с Израилем в отрыве от контекста общей ситуации.
В Израиле великолепно понимали, что визит Садата в Иерусалим – это лишь хорошо разработанный вашингтонскими режиссёрами спектакль. На том уровне, который позволил Израилю извлечь как можно больше пропагандистской выгоды из поездки Садата.
4 февраля 1978 года Садат отправился ч визитом в Соединенные Штаты Америки. Перед этим он должен был посетить Марокко, а на обратном пути Англию, ФРГ, Румынию, Францию, Италию и Ватикан. К этому времени стало ясно, что прямые переговоры с Израилем ни к чему не приведут. Израильские руководители затягивали время, чтобы углубить раскол между Египтом и другими арабскими государствами. Они заявили, что не откажутся от политики создания новых поселений на Западном берегу реки Иордан, в секторе Газа, на Синае и Голландских высотах, и будут продолжать поддерживать существующие израильские поселения.
Садат считал, что выход из создавшегося положения возможен только с помощью Соединенных Штатов Америки. И Вашингтон оценил готовность египетского президента стать соучастником американо-израильского сговора на Ближнем Востоке, а также выполнять жандармские функции в Африке.
В сентябре 1978 года в обстановке полной секретности начались кэмп-дэвидские переговоры, на которых было разработано два документа: "Рамки для мирных переговоров по Ближнему Востоку, согласованные в Кэмп-Дэвиде" и "Рамки для заключения мирного договора между Египтом и Израилем".
Египетская и американская печать изображала эти документы как "решающий шаг" на пути установления всеобщего и справедливого мира на Ближнем Востоке, шаг, который ведет к "освобождению" арабских земель и дает возможность палестинскому народу осуществления своих законных прав. Однако анализ этих документов, а также последовавшие за их принятием события показали неоправданность таких надежд.
Международные гарантии, которые должны были обеспечить надежность ближневосточного урегулирования, подменяются в кэмп-дэвидских соглашениях односторонними обязательствами, данными Соединенными Штатами Америки Египту и Израилю, и направленными против интересов других арабских государств. Тем самым, в этих документах зафиксирован фактический отказ подписавших их государств от выполнения ряда положений, содержавшихся в резолюциях Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН.
Официальная египетская пропаганда делала упор в оценке кэмп-дэвидских соглашений на то, будто после отвода израильских войск к историческим египетским границам на Синае Египет осуществи свой полный суверенитет над всей территорией страны. На самом же деле эти соглашения предусматривают осуществление гарантий безопасности Израилю за счёт открытого ущемления Египетского суверенитета. Египетская сторона, кстати, прекрасно понимала это. В египетском проекте соглашений предусматривалось создание безоружных зон и зон с ограниченным вооружением, а так же размещение войск ООН и станций раннего предупреждения по обе стороны границы. Планировалась и обязательность определения Израилем и Египтом типа допущенного вооружения, присоединения двух стран к договору о нераспространении ядерного оружия.
Однако египетская делегация не смогла отстоять эти условия на переговорах.
Всё это означало, что Израиль закреплял своё военное превосходство над Египтом. К тому же он так и не согласился на подписание договора о не распространении ядерного оружия.
26 марта 1979 года на зелёной лужайке Белого дома египетский президент А. Садат и израильский премьер-министр М. Бегин подписали так называемый "мирный договор", в основу которого легли кэмп-дэвидские соглашения. Египет устанавливал с Израилем в полном объёме дипломатические, экономические и другие отношения. В обмен на это Тель-Авив обязался к концу апреля 1982 года полностью вывести свои войска с Синайского полуострова. Об освобождении принадлежащих Сирии Голландских высот, палестинских земель – сектора Газа, Западного берега реки Иордан, восточной части Иерусалима – речи не шло.
За бортом египетско-израильской сделки остались палестинцы, народ, ставший изгнанником по вине израильских агрессоров. Их законный представитель – Организация освобождения Палестины – просто игнорировала этот факт. Максимум, что предлагали кэмп-дэвидские соглашения палестинскому народу, - "автономию" в рамках Израиля. Это значит, что кардинальные проблемы ближневосточного конфликта остались неурегулированными.
Таково вкратце содержание драмы, хэппи энд – счастливый конец которого столь упорно разыгрывали на подмостках Кэмп-Дэвида. Зловещая сделка с Израилем преподносилась как триумф. Но фальшивые звуки победных труб не могли обмануть. "Президент Садат дал бесплатно Израилю то, чего он не мог добиться за все свои войны против арабов, то, что даже не снилось израильским генералам, - писали сирийская газета "Аль-Баас", - 30 лет они мечтали о таком моменте, когда арабские руководители предстанут перед ними коленопреклонёнными и готовыми к капитуляции.
Заключение мирного договора с Иорданией стало самым впечатляющим, позитивным и вселяющим оптимизм политическим событием этого процесса после Кэмп-Дэвида.
В мае 1989 года была продолжена мирная инициатива Кэмп-Дэвидского соглашения, включившая четыре пункта: свободные демократические выборы в Иудее, Самарии и Секторе Гады; прямые мирные переговоры между Израилем и арабскими странами; международные усилия, направленные на решение проблемы арабских беженце; укрепление связей с Египтом.
30 декабря открылась Мадридская конференция, которая установила две самостоятельные, но параллельно действующие арабо-израильские комиссии по переговорам. Двусторонние переговоры в соответствии с Мадридскими основными принципами, двусторонние переговоры будут проводиться с четырьмя арабскими партиями, которые пойдут по двум направления: с арабскими странами и палестинцами-террористами. Цель переговоров Израили с Сирией, Ливаном и Иорданией – достижение мирных договоров. Многосторонние переговоры одновременно с двусторонними будут проходить по вопросам ближневосточного региона. В рамках этих переговоров создано пять рабочих комиссий, призванных заниматься проблемами окружающей среды, контролем за вооружение. Проблемой беженцев, вопросами экономического развития.
Обеим сторонам пришлось преодолеть сильное сопротивление внутренней оппозиции своему новому курсу. В сентябре 1993 года было заключено первое соглашение между израильтянами и палестинцами в Осло. Оно предусматривало создание палестинской автономии в Иерихоне и секторе Газа, создание палестинской администрации и полиции, сформированных на базе ООП.
Процесс мирного урегулирования на Ближнем Востоке держался на электоральной привлекательности Ицхака Рабина, олицетворявшего собой такие понятия, как "безопасность", "мир", "честь" в той же степени, как на авторитете Ясира Арафата в палестинском лагере,  или на власти короля Хусейна в Иордании. После убийства Рабина проблема лидерства в Иерусалиме встала особенно остро…
Ещё десять лет назад доктор Генри Киссинджер, с которым Рабин лично советовался вплоть до последнего времени, сказал: "В Израиле нет внешней политики, есть только внутренняя". Любое решение Переса по поводу процесс мирного урегулирования будет зависеть и в свою очередь окажет ли влияние на внутреннюю политику Израиля. И предстоящие в будущем году выборы могут либо подстегнуть, либо затормозить мирный процесс". Перес намерен продолжить выполнение условий договора "Осло –2" с Арафатом: в намеченные сроки вывести израильские войска из городов Восточного сектора и передать все полномочия гражданского управления палестинским властям во всех 400 деревнях. Он считает. Что выборы в Совет палестинской автономии должны состояться в намеченные сроки 20 января. В последний день перед Рамаданом.
Перес за необходимое возобновление переговоров с Асадом. Он самый опытный и дальновидный политик в Израиле, считает, что на всенародном референдуме сможет набрать большинство голосов за передачу Сирии Голландских высот. Если переговоры с Сирией в ближайшие месяцы не сдвинутся с мёртвой точки, Перес, вероятно, обратится ко второму варианту: попытается провести в жизнь идею треугольника. Израиль – Иордания – Палестина, по принципу создания "Бенилюкс". Нужно решить проблемы о статусе Иерусалима, беглецах, и об установлении окончательных границ, чтобы некоторые части этого города оказались под тройным управлением. На остальных завоёванных территориях будет создано автономное палестинское государство… В конечном итоге, успех Переса зависит от того, удастся ли ему внушить израильской общественности, что он в состоянии стать надежным и верным лидером.
На процессе в Тель-Авиве двадцатилетний студент-юрист Игал Амир был признан виновным в убийстве бывшего премьер-министра Израиля Рабина и нанесении тяжёлых ранений его охраннику Рабину. По совокупности совершенных преступлений Амир был приговорен к пожизненному заключению в тюрьму и еще к шести годам тюрьмы дополнительно. Убийца утверждал, что пролил кровь политика, с полным на то, как представляется,  правом именуемого истинным миротворцем, - чтобы уберечь Израиль от новых кровопролитий.
Согласно опубликованному на другой день после окончания процесса против Игала Амира заключению так называемой "комиссии Шамгара", террористический акт против бывшего премьер-министра увенчался успехом не только из-за единственной ошибки в израильской системе обеспечения безопасности высших государственных деятелей, но и связан с самой её структурой. Персональная ответственность возложена на бывшего руководителя внутриизраильской спецслужбы Шабак – Карим Гиллона, в начале нынешнего года после двух просьб об отставке, отвергнутых нынешним премьером Шимоном Пересом, наконец-то освобожденного от исполнения своих обязанностей.
Шефом Шабака вместо Карим Гиллона стал адмирал Ами Аялон, и таким образом, спецслужба впервые получила руководителя, происходившего не из её собственных рядов. Практически одновременно с этим на пост главы службы внешней разведки Израиля "Моссад" был также назначен "варяг" – недавно вышедший в отставку генерал Дэмми Ятом. Обе спецслужбы подчинены непосредственно премьеру, а не парламенту. Кстати, Шимон Перес потребовал от новых назначенцев не только создания новых структур, но и изменения стиля работы спецслужб.
Еще недавно казалось, что ближневосточный мирный процесс необратим. Были заключены мирные договоры с палестинцами и иорданцами. Вырисовывались контуры соглашения с Сирией. Даже убийство Рабина не ослабило, а, напротив, позиции сторонников мирного процесса – правящей коалиции во главе с Шимоном Пересом. Опросы показывали его подавляющее преимущество перед лидером оппозиции Беньямином Нетаньяху. Однако серия террористических акров, организованных экстремистами и "Хамаса" в Израиле, и активизация боевиков "Хезболла"  на юге Ливана резко поменяли настроения в обществе, заставив избирателей усомниться в возможности обретения безопасности в обмен на территориальные уступки арабам. Согласно последним опросам, рейтинги Переса и Нетаньяху практически сравнялись.
За два месяца до первого тура выборов в израильский парламент (кнессет) в стране разгорелась упорная борьба за то, кто поведет еврейское государство в ХХI век. Похоже, что генералы (Эхуд Барак, Аялон, Липкин-Шахак, Ицхак Мордехай) всерьез решили бросить вызов нынешнему премьеру Беньямину Нетаньяху.
Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Армия в Израиле, где служат – и это считается почетом – все, включая девушек, всегда пользовалась любовью и уважением общества. В стране практически нет старых военных, даже генералы уходят в отставку к 50 годам. И "юные пенсионеры", полные жизненных сил, разумеется, не желают сидеть на пенсионном довольствии. Они рвутся в политику. За полувековую историю страны 10 из 15 бывших начальников генштаба занимали высокие должности в израильском правительстве.
И, как правило, бывшие вояки становились отменными миротворцами. Генерал резерва Кахалани говорит: "Армия делает вас умеренным. Пройдя такую школу, вы просто не можете быть экстремистом. Потому что вы воевали и знаете, какова цена жизни".
Инициаторами мира с Египтом являлись генералы, герои Шестидневной войны 1967 года, Моше Даян и Эзер Вейцман. Руку Ясеру Арафату пожимал генерал Ицхак Рабин.
Сегодня власть в стране, вполне возможно, опять возьмут военачальники, "юные пенсионеры", сменив в премьерском кресле правящего три года Беньямина Нетаньяху, который между тем вовсе не намерен сдавать свои полномочия "медным каскам".
"Юные пенсионеры" рвутся в бой. На этот раз их поле сражений – собственная страна. А вместо оружия – избирательные технологии.

Комментарии (2)Add Comment
0
...
Автор: Жека, студент, МГТУ , 04 Июнь, 2012
Познавательно, но не более!
Я и, так, знала! Просто - Вы систематизировали понятия, отношения, историографию (примитивно, но познавательно, точнее - популярно).
Продолжайте!
Это интересно! Но только без "шовинизма", иначе будет не интересно.
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +4
0
"....А вместо оружия – избирательные технологии...."
Автор: Настя, МГУ , 30 Май, 2012
Я бы сказала - информационные технологии.
В этом Израиль преуспел и, даже, превзошел США!!!
В этом - сомнения нет!!!!
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +3

Написать комментарий
меньше | больше

busy
 
Ты здесь: Главная Новости Аналитика ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ (Часть четвертая)