Возвращаясь к поднятой в прошлой статье теме, доходим до того момента, как в 1834 году имамом становится Шамиль. Шамиль завоевывает авторитет, получает поддержку старейшин Чечни и Дагестана. В это же время русские терпят поражение, и с Шамилем заключается перемирие. Это событие воодушевляет горцев и многократно преумножает их веру в Шамиля. Он становится тем лидером, которого так долго ждали.
Как это часто бывает, после военных неудач русские войска возглавляет новые военачальник – Е.А. Головин. Но и после его назначение, военное счастье остается на стороне Шамиля. Так, за 1840-1843 года он занял Аварию, вдвое расширил подвластную ему территорию и значительно увеличил численность своих военных отрядов.
Далее новым русским командующим становится генерал М.С. Воронцов. Вернувшись к тактике Ермолова, он, не спеша, пробирается в глубь гор, прочно обосновываясь в уже захваченных районах. Положение Шамиля заметно осложняется, и он уходит из Чечни в горный Дагестан.
Но вот, дело идет к Крымской войне. А тем временем власть имама подтачивается из-за самопроизвола наибов – наместников имама. Их деспотическая власть вызывала все большее возмущение горцев, которые, к тому же, устали от затянувшейся войны. И уже в 1859 году сам Шамиль сдается в плен.
После покорения Чечни и Дагестана, сопротивление оказывалось горцами Северо-Западного Кавказа. С переменным успехом вели свои наступления адыги. В это же время почти полмиллиона черкесов и абхазов переселяются под надзор русских властей.
Русские устанавливают серьезный контроль над Абхазией, а так же занимают последний очаг сопротивления черкесского племени убыхов — урочище Кбааду (ныне Красная Поляна) в верховьях реки Мзымта. Этот день и принято считать последним днем кавказской войны.
Важно отметить, что Кавказская война была для России самой продолжительной. Не последнюю роль в победе сыграл серьезные численный перевес русской армии, а так же ее подавляющее техническое превосходство.
Летят года, все течет, все меняется, а ничто не исчезает бесследно: дыхание войны ощутимо и по сей день. События тех лет не будут забыты, потому что именно из-за них мы имеем на сегодняшний день такие отношения с Кавказом, какие сформировались в условиях кровавых сражений, военных действий и разногласий.
Подводя итоги, хочется обратить внимание на тот факт, что то, что вчера было прошлым – сегодня станет настоящим. Поэтому нужно постоянно думать о последствиях, «не рубить сгоряча», а подходить к решению проблемы, заботясь о завтрашнем дне.
Тогда и только тогда нам удастся добиться успеха.
Настя Гуменюк МГПУ ИИЯ, студентка
Автор: Расул, студент МИРЭ , 25 Ноябрь, 2011
Автор: Исмаил Шахназаров, историк , 23 Ноябрь, 2011
Я был удивлен! Девочка-студентка имеет такие познания истории. И, главное, по-видимому, ее сверстники, комментируют ее статью.
Я тоже когда-то был студентом, но то было иное время, время познания ИСТОРИИ, время ее исследования, подчеркиваю, исследования, а "не подгонки" под сегодняшнююю действительность - чего изволите?".
Скажу одно и без комментариев - ПРИВЕТСТВУЮ ПЫТЛИВОСТЬ УМА И НЕЗАШЕРЕННОСТЬ МЫСЛЕЙ!
Автор: StronG , 22 Ноябрь, 2011
Основные очаги войны были сосредоточены в труднодоступных горных и предгорных районах на Северо-Восточном и Северо-Западном Кавказе, окончательно покоренных Российской империей только к концу второй трети XIX века.
Автор: buffalooooooo , 22 Ноябрь, 2011
Автор: контролёр , 22 Ноябрь, 2011
Автор: lili , 22 Ноябрь, 2011
Во-первых, из народов Кавказа против Российской империи воевали только Черкесия, Чечня и Горный Дагестан. Во-вторых, «Русско-» отражает НАЦИОНАЛЬНОСТЬ. «Кавказская» - отражает ГЕОГРАФИЮ. Если использовать термин «Русско-кавказская» война, то это означает, что русские воевали с Кавказским хребтом. Это, конечно, неприемлемо.
Автор: StronG , 22 Ноябрь, 2011
Автор: Фарух , 22 Ноябрь, 2011
Война – таков был постоянный внешний фон, на котором развивался черкесский народ. Но, чтобы и на войне оставаться людьми, следовать правилам черкесского этикета «Уорк Хабзэ», было выработано много норм, регулирующих отношения людей во время войны. Вот некоторые из них:
1). Добыча не являлась самоцелью, а была лишь ЗНАКОМ, СИМВОЛОМ воинской доблести. В народе осуждалось, чтобы уорки были богатыми, имели предметы роскоши, за исключением оружия. Поэтому по «Уорк Хабзэ» добычу следовало отдать другим. Приобретать ее без боя считалось зазорным, в силу чего наездники всегда искали возможности военного столкновения.
2). При военных действиях считалось категорически недопустимым совершать поджог жилищ или посевов, особенно хлеба, даже у врагов. Вот как описывает нападение кабардинцев декабрист А.А.Бестужев-Марлинский, воевавший на Кавказе: «Кроме добычи, множество пленных и пленниц было наградой отваги. Кабардинцы вторгались в дома, уносили что поценнее или что второпях попадало под руку, но не жгли домов, не топтали умышленно нив, не ломали виноградников. «Зачем трогать труд божий и труд человека», – говорили они, и это правило горского разбойника, не ужасающегося никаким злодейством, – есть доблесть, которою могли бы гордиться народы самые образованные, если бы они ее имели».
Действия российской армии в Русско-Черкесской войне 1763-1864 г.г. никак не укладывались в это представление о войне, но, тем не менее, даже в ущерб себе, черкесы стремились быть верными своим представлениям. И.Дроздов, очевидец и участник войны на Кавказе, писал в связи с этим: «Рыцарский образ ведения войны, постоянные открытые встречи, сбор большими массами – ускорили окончание войны».
3). Считалось недопустимым оставлять на поле боя тела погибших товарищей. Д.А.Лонгворт писал по этому поводу: «В характере черкесов нет, пожалуй, черты, более заслуживающей восхищения, чем забота о павших – о бедных останках мертвого, который уже не может чувствовать заботы. Если кто-либо из соотечественников пал в бою, множество черкесов несется к тому месту за тем, чтобы вынести его тело, и героическая битва, которая за тем следует, … зачастую влечет за собой ужасающие последствия…»
4). Большим позором в Черкесии считалось попасть живым в руки врага. Русские офицеры, воевавшие в Черкесии, отмечали, что очень редко удавалось брать черкесов в плен. Часто смерть предпочитали плену даже женщины в окруженных деревнях.
Автор: Джафар , 22 Ноябрь, 2011
Восточная Черкесия (Кабарда) занимала территории современных Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, южной части Ставропольского края, всю равнинную часть Северной Осетии, Ингушетии и Чечни, топонимика которых до сих пор сохранила многие адыгские названия (Малгобек, Пседах, Аргун, Беслан, Гудермес и т.д.). В зависимости от Кабарды находились абазины, карачаевцы, балкарцы, осетины, ингуши и чеченские общества.
Западная Черкесия занимала территорию современного Краснодарского края. Позднее к северу от Кубани расселились татарские племена.
В то время население Восточной Черкесии (Кабарды) оценивалось в 400 – 500 тысяч человек. Западная Черкесия, по разным оценкам, насчитывала от 2 до 4 млн. человек.
Автор: ЛОРД , 22 Ноябрь, 2011
Автор: Фарух , 22 Ноябрь, 2011
Автор: Джафар , 22 Ноябрь, 2011
В результате этой войны древняя страна – Черкесия исчезла с карты мира, черкесский (адыгский) народ подвергся геноциду - потерял 9/10 своей территории, свыше 90% населения, был рассеян по всему миру, понес невосполнимые физические и культурные потери.
< Предыдущая | Следующая > |
---|