Молодежь и Чистый Интернет

Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

Защитникам отечества посвящается


PopUp MP3 Player (New Window)

АНАЛИЗ КОНТЕНТА ЭКСТРЕМИСТСКИХ ГРУПП В ИНТЕРНЕТЕ

E-mail Печать PDF

В условиях современной информационной среды интернет стал мощным инструментом для распространения экстремистских идей и пропаганды. Изучение контента экстремистских групп необходимо для разработки эффективных мер по борьбе с этим явлением, выявления их идеологических основ, методов вербовки, распространения дезинформации и воздействия на общественное мнение. Исследование направлено на выявление и классификацию типов экстремистского контента, его распространение через социальные сети, форумы и мессенджеры, а также на оценку роли этих платформ в распространении экстремистских идей.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОГО КОНТЕНТА

Социальные сети, специализированные форумы и мессенджеры играют всё более значимую роль в жизни общества. В социальных медиа люди выполняют рабочие задачи, общаются с близкими, ищут и потребляют необходимую информацию. Доступность и широкий охват аудитории делают социальные медиа привлекательными для различных деструктивных сообществ и организаций, в том числе экстремистских, которые запрещены в России. Эти организации используют социальные медиа для создания, распространения и пропаганды своих идей и действий.

Экстремистские группы распространяют различный контент для пропаганды своих идеологических взглядов и привлечения новых сторонников. Они используют разнообразные формы медиа для достижения своих целей. Некоторые из наиболее распространенных типов контента, которые экстремистские группы производят и распространяют, включают:

  1. Текстовый контент — статьи, заявления, посты в социальных сетях, пропагандирующие идеи экстремистской группы и их цели. Текстовый контент часто используется для распространения пропаганды и радикализации.
  2. Изображения — фотографии актов насилия, портреты лидеров или символов группы, графические иллюстрации, созданные специально для пропагандистских целей или захваченные во время боевых действий.
  3. Видео — захваты важных событий или актов насилия, свидетельства свидетелей, интервью с членами группы, пропагандистские видеоролики.
  4. Аудио — записи лекций, разговоров лидеров экстремистских групп, распространяемые через радио, интернет или другие каналы трансляции.
  5. Веб-сайты и онлайн-форумы — обсуждение идей, публикация материалов, организация контактов с потенциальными сторонниками.
  6. Социальные сети — фейк-аккаунты, посты с радикальными идеями, фотографиями или видео, организация групп и страниц.
  7. Мобильные приложения — распространение материалов, установление прямой связи с потенциальными сторонниками.

Экстремистские группы используют разнообразные формы медиа и технологий для распространения своей пропаганды и привлечения новых сторонников, меняя подход в зависимости от ситуации и целей. Важно понимать разнообразие форм, которые они могут использовать для пропаганды и радикализации. Важно подчеркнуть, что распространение материалов экстремистского характера в социальных сетях — проблема не только для России, но и для других стран. Большая часть такой информации публикуется в теневом интернете, что позволяет скрыть её от обычных пользователей. Однако иногда она появляется в открытом доступе и влияет на сознание людей, особенно детей и подростков.

Практически все страны борются с созданием и распространением экстремистского контента, но ресурсов для этого не всегда хватает.

Экстремисты используют социальные сети для публикации шокирующего контента, используя рекламные кампании, поскольку большинство пользователей привлекает эффектность. Это побуждает видеохостинги, социальные сети и средства массовой информации транслировать скандалы, расследования, заговоры и т. д. Просмотр такого контента вызывает у зрителей сильные эмоции, в основе которых лежит страх. С помощью страха можно оказывать влияние на людей и изменять их поведение. Это хорошо известно вербовщикам, которые успешно используют этот инструмент для привлечения сторонников деструктивных идеологий.

Иногда объектом рекламы становится канал видеохостинга или группа в социальной сети, куда сразу начинают приходить пользователи. Владельцы групп и сайтов, а также модераторы, стремясь привлечь как можно больше пользователей, не обращают внимания на моральные и этические аспекты контента. Несмотря на этические и правовые ограничения, социальные сети не несут ответственности за размещённый контент. Поэтому в текущей ситуации целесообразно ввести в законодательство дополнительные требования по регулированию экстремистского контента и привлекать к ответственности его владельцев.

Таким образом, распространение экстремистского контента в социальных сетях и других медиа представляет серьёзную угрозу для общества. Экстремистские группы используют разнообразные формы медиа для пропаганды своих идей и привлечения сторонников, включая шокирующий и эмоционально заряженный контент. Это привлекает внимание пользователей и может оказывать влияние на их поведение.

Для борьбы с распространением экстремистского контента необходимо принимать меры на законодательном уровне, а также повышать осведомлённость пользователей о рисках, связанных с просмотром такого контента.

Распространение экстремистского контента происходит через различные платформы и каналы онлайн. Ниже перечислены некоторые из основных социальных сетей, форумов и мессенджеров, которые используются для распространения экстремистского контента:

Социальные сети: Facebook, Twitter, Instagram, TikTok, VKontakte, Одноклассники, Telegram.

Существуют также форумы и сообщества, например: 4chan, 8chan, Reddit (в частности, разделы r/The_Donald и r/Incels), Stormfront, Iron March, End Chan, JustPaste.it.

И небезызвестные нам мессенджеры и приложения для обмена сообщениями, такие как Telegram, WhatsApp, Signal, Discord, Wickr, Threema.

Однако стоит отметить, что экстремистское сообщество постоянно меняет свои методы и использует новые платформы для распространения своего контента. Поэтому важно постоянно контролировать и мониторить эти платформы, чтобы предотвратить распространение экстремистских идей и деятельности.

НАРРАТИВЫ, ПРИСУЩИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОМУ КОНТЕНТУ

Экстремистские группы часто используют свой контент как инструмент для пропаганды и привлечения новых членов. Они могут использовать различные темы и нарративы для достижения своих целей.

Нарратив (от англ. и франц. narrative, от лат. narrare — рассказывать, повествовать) — это последовательное изложение событий, которое представлено читателю, слушателю или зрителю в виде связанных между собой слов и образов. Это могут быть рассказы, мифы и повествования. Термин «нарратив» был заимствован из историографии, где он появился при разработке концепции «нарративной истории». В рамках этой концепции исторические события рассматриваются не как результат закономерных процессов, а как рассказ об этих событиях, который неразрывно связан с их интерпретацией.

Согласно определению Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), нарративы насильственного экстремизма — это террористические нарративы, которые используются для привлечения или вербовки людей в группы и сообщества.

Нарративы насильственного экстремизма могут иметь различную идеологическую направленность, но их общая черта — это то, что они обращаются к идентичности человека и побуждают людей к действиям. Они последовательно формируют у целевой аудитории ощущение «жертвы» и в то же время потенциального «героя» (в некоторых случаях понимаемого как мученик). Нарративы насильственного экстремизма предоставляют аудитории возможность осознать их текущую ситуацию, способствуют вживанию членов целевой группы в роль жертвы, направляют их внимание на то, кто виноват, указывая на определённые группы людей, а затем описывают и предлагают один из желаемых выходов из этого состояния жертвы.

Некоторые из основных тематик и нарративов, которые можно найти в контенте экстремистских групп, включают:

1. Ненависть к правительству и системы. Экстремистские группы часто критикуют государственные институты, представляющие их как коррумпированные, неэффективные и неспособные обеспечить благополучие и безопасность их сторонников. Они могут также поощрять насилие против представителей власти и сотрудничества с экстремистскими группами.

В политическом аспекте экстремисты выступают против сложившихся общественных структур и институтов, пытаясь подорвать их стабильность силовыми методами. В межнациональных отношениях экстремизм выражается в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями, вооруженных конфликтах, геноциде, посягательствах на территории соседних государств.

2. Расизм и этноцентризм. Некоторые экстремистские группы пропагандируют идею о существовании расовой или этнической иерархии, в которой их этническая группа считается более ценной, чем другие. Они могут использовать этот нарратив для пропаганды насилия и дискриминации против других этнических групп, а также для привлечения сторонников своих идей.

Такие взгляды основаны на расизме — представлении о иерархическом соподчинении расовых групп, в рамках которого утверждается, что существует связь между унаследованными физическими чертами и чертами характера, интеллектом, моралью, культурой, и расовые различия оказывают решающее влияние на историю и культуру. Также подобные идеи могут быть связаны с этноцентризмом — применением собственной культуры или этнической принадлежности в качестве системы отсчёта для оценки других культур, практик, поведения, верований и людей.

3. Религиозный экстремизм. Некоторые экстремистские группы основаны на религиозных идеях и пропагандируют насилие и жестокость в имени своей веры. Они могут привлекать сторонников, используя религиозные символы и аргументы, а также призывать к борьбе и противостоянию с неверующими или другими версиями своей религии. Религиозный экстремизм — тип религиозной идеологии и деятельности, который отличается крайним радикализмом, ориентированным на бескомпромиссную конфронтацию со сложившимися традициями. Его сущность — отрицание системы традиционных для общества морально-этических ценностей и догматических устоев и агрессивная пропаганда мировоззренческих аспектов, противоречащих традиционным общечеловеческим ценностям.

4. Антикапитализм и антиимпериализм. Некоторые экстремистские группы выступают против капитализма и империализма, обвиняя их в эксплуатации и угнетении. Они могут пропагандировать идеи социальной справедливости и эгалитарности, Используя антикапиталистические и антиимпериалистические нарративы для критики существующих систем власти и экономики. представляют собой определённые политические идеологии и движения.

Антикапитализм выступает против капиталистической экономической системы и её последствий, таких как эксплуатация и угнетение.Термин «антикапитализм» часто используется марксистами и теми, кто разделяет близкие марксизму идеи. Антиимпериализм — это оппозиция империализму или неоколониализму. Антиимпериалистические настроения проявляются как политический принцип в борьбе за независимость против вмешательства или влияния глобальной сверхдержавы, а также в противостоянии колониальному правлению. Таким образом, антикапитализм и антиимпериализм не обязательно связаны с экстремистскими группами, а являются частью более общих политических идеологий и движений.

Защита окружающей среды. Некоторые экстремистские группы выступают за защиту окружающей среды и пропагандируют идеи, что человечество угрожает своему собственному существованию из-за перегрузки ресурсов и загрязнения окружающей среды. Они могут призывать к радикальным изменениям в экономической и политической системах, чтобы предотвратить катастрофические последствия для планеты.

В их основе лежит гипертрофированное представление о роли и месте проблем экологии в жизни общества, что служит побудительным мотивом для практических действий, выходящих за рамки правового поля.

Например, в Великобритании действует организация Just Stop Oil (JSO), участники которой систематически совершают акции экологического протеста. Их цель — оказать давление на правительство, чтобы оно аннулировало все лицензии на использование, разведку, разработку и добычу ископаемого топлива и больше не выдавало их. Также к экстремистским действиям относят экологический терроризм, когда радикальные природоохранные организации занимаются поджогами жилых зданий, исследовательских лабораторий и автосалонов, организацией взрывов в офисах.

5. Мессианская надежда и апокалипсис. Некоторые экстремистские группы пропагандируют идею о скором конце света или недалекой апокалипсисе. Они могут использовать этот нарратив для привлечения сторонников и мотивировать их к действию, иногда предлагая различные решения для ожидаемой катастрофы. Эти темы и нарративы не всегда являются эксклюзивными для экстремистских групп, иногда они могут использоваться и другими политическими или религиозными группами. Исследование контента экстремистских групп может быть полезным для понимания их мотиваций и методов.

Таким образом экстремистские группы используют нарративы для пропаганды и привлечения новых членов. Эти нарративы могут быть разнообразными, включая критику правительства, расизм, религиозный экстремизм, антикапитализм и антиимпериализм, а также защиту окружающей среды. Они формируют у целевой аудитории ощущение «жертвы», побуждая к действиям и предлагая выход из этого состояния. Понимание этих нарративов важно для разработки эффективных стратегий борьбы с экстремизмом.

ВЛИЯНИЕ КОНТЕНТА ЭКСТРЕМИСТСКИХ ГРУПП НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ

Материалы, публикуемые в экстремистских группах, могут оказывать негативное влияние на общественное мнение и поведение. Некоторые примеры такого влияния:

1. Формирование негативного отношения к власти и тем, кто её поддерживает. Использование коллажей с резкими высказываниями в адрес власти и её сторонников может изменить отношение людей с положительного на отрицательное.

2. Формирование легкомысленного отношения к власти. «Юмористический» контент может вызвать у читателей чувство презрения к отдельным личностям и ситуациям.

3. Обесценивание человеческой жизни. Записи, в которых выражаются радость и счастье при известии о смерти представителей власти, могут оказать такое воздействие.

4. Формирование негативного отношения ко всем событиям, происходящим в стране и мире. Уничижительные и насмешливые комментарии к новостным публикациям направлены на это.

Материалы экстремистского характера также могут снижать уровень защитных механизмов, которые ограничивают агрессивное поведение. В результате люди, которые читают такие материалы, становятся менее толерантными, сдержанными и уравновешенными, что приводит к более резким и взрывным реакциям.

Важно отметить, что большинство пользователей осознают потенциальные риски, связанные с подобными сообществами, но при этом уверены в своей безопасности. Это говорит о том, что они недооценивают организаторов таких сообществ, которые используют индивидуальный подход к привлечению потенциальных жертв. Как только пользователь реагирует на привлекательный контент, система перенаправляет его в чат с представителем деструктивной организации. Цель этого представителя — установить доверительные отношения, находя общие интересы.

В процессе длительного общения представитель создаёт ложное впечатление о том, что он разделяет взгляды жертвы и настолько хорошо её понимает, что может стать ей другом или наставником. Тем самым вербовщик создаёт комфортные условия и незаметно переводит пользователя в отдельную группу в интернете, где начинает изменять его сознание в нужном для себя направлении. Он приводит аргументы, которые формируют у жертвы ощущение собственной ценности в новом окружении.

Затем жертва погружается в экстремистский контент, её приглашают на соответствующие сайты с экстремистским наполнением, но при этом не указывают прямо на их принадлежность. Так создаётся информационная среда, в которой новички усваивают модели поведения для самореализации. У них формируется ложное представление о том, что благодаря новым знаниям и советам они смогут достичь своих целей.

В реальной жизни их поведение также меняется, но близкие и родные могут этого не замечать в течение длительного времени. Когда речь идёт о подростках, родители часто прибегают к запрету на использование интернета и социальных сетей, что является их главной ошибкой. В попытках уличить подростка в проступках они просматривают историю общения в социальных медиа, нарушая личные границы и ставя его в неловкое положение.

Таким образом, родители подрывают уважение к себе со стороны ребёнка, что приводит к ещё большему его закрытию в себе. У подростка формируется уверенность в отсутствии понимания со стороны близких, конфликты в семье обостряются, подросток отдаляется от них и начинает искать поддержку вне дома. Подрыв доверия к родителям становится весомым аргументом для абстрагирования от семьи, что делает подростка более восприимчивым к негативному влиянию экстремистского контента, предлагаемого в социальных медиа.

Экстремистский контент, размещаемый в социальных сетях, распространяется, в том числе, из-за отсутствия эффективных методов борьбы с ним. Можно предположить, что усиление контроля за созданием и распространением контента, а также блокировка сомнительных информационных ресурсов могут значительно уменьшить риски и угрозы.

Одним из методов предотвращения негативного влияния экстремистского контента в социальных сетях является информационно-просветительская работа. Её цель — объяснить пользователям, как вести себя в интернете, чтобы не попасть под влияние экстремистских идей.

В интернете можно найти много разной информации, не только экстремистской. Поэтому важно, чтобы пользователи знали основы правового регулирования в сфере массовых коммуникаций. Это включает в себя законы, направленные на борьбу с экстремизмом и терроризмом, а также на обеспечение информационной безопасности.

Следует обратить внимание пользователей быть ответственными и контролировать своё поведение в интернете. Эта работа проводится с участием сотрудников правоохранительных органов в образовательных учреждениях. Они могут поделиться своим опытом с подростками и показать на примерах, к чему могут привести необдуманные действия, такие как экстремистские преступления.

Ещё один способ повлиять на ситуацию — это привлечь авторитетных пользователей интернета, которые могут рассказать о вреде экстремистских идей и убедить молодёжь не поддерживать их.

Важно отметить, что экстремистский контент в социальных сетях распространяется из-за отсутствия эффективных мер по его блокировке. Если усилить контроль за созданием и распространением такого контента, а также блокировать сомнительные ресурсы, это может значительно снизить риски и угрозы.

Социальные сети, специализированные форумы и мессенджеры приобретают всё большее значение в жизни общества, предоставляя возможности для работы, общения и поиска информации. Однако они также становятся платформой для распространения экстремистского контента, что представляет серьёзную угрозу для безопасности и стабильности общества.

Экстремистские группы применяют разнообразные формы медиа для продвижения своих идей и привлечения новых сторонников. Это включает текстовый контент, изображения, видео, аудио, веб-сайты, социальные сети и мобильные приложения. Они адаптируют свои методы в зависимости от контекста, что затрудняет борьбу с ними.

Важно осознавать многообразие форм, которые экстремистские группы могут использовать для пропаганды и радикализации, а также необходимость эффективных мер по их выявлению и пресечению. Это требует не только технических решений, но и активного участия общества, включая образовательные программы и повышение уровня осведомлённости о рисках, связанных с распространением экстремистского контента.

Таким образом, борьба с распространением экстремистского контента в социальных сетях требует комплексного подхода, включающего законодательные меры, технические решения и активное участие общества. Только так можно создать безопасную и стабильную информационную среду для всех пользователей.

Куликова Н. С., студентка МГПУ им. М. Е. Евсевьева

Комментарии (4)Add Comment
0
... Экстремистские группы часто критикуют государственные институты, представляющие их как коррумпированные, неэффективные и неспособные обеспечить благополучие и безопасность их сторонников...
Автор: Карен Арутюнян, Ереван , 24 Январь, 2025
Абсолютно верно!!!! Мы это ощущаем уже несколько лет, можно сказать уже лет 15-20. Сначала Карабах, потом коррупция, опять Карабах, сейчас уже на российские погранвойска переключились. Русофобия - "мама не горюй", зашкаливает. В сетях вообще кашмар.
Не знаю чем все закончится, но жизнь в Ереване все хуже и хуже. Наверно перееду в Россию, хотя и у вас проблемы.
Давайте тормошите свое болото, может быть и победите, тогда точно переберусь.
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +54
0
"... Распространение экстремистского контента происходит через различные платформы и каналы онлайн..."
Автор: Кирилл Пальчун, Воронеж , 24 Январь, 2025
Полностью согласен с автором. Не понимаю одного - почему студентка педагогического ВУЗа это понимает, а ГОСТЕХНАДЗОРУ все "по боку".
Автор молодец. Хороший анализ и конкретные предложения решения проблемы, Респект автору.
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +54
0
"... борьба с распространением экстремистского контента в социальных сетях требует комплексного подхода, включающего законодательные меры, технические решения и активное участие общества..."
Автор: Зоя Герберт, учитель, Сургут , 24 Январь, 2025
Полностью согласна, более того - считаю эти меры приоритетными. Меньше всего Минобрнауки надо "заботиться о правах учеников" на пользование айфонами и больше внимания обращать на их психологическую устойчивость по отношению к враждебному контенту. Автор молодец. Прочитала на одном дыхании. Действительно жаль,что этого (казалось бы простые истины) не понимает наша власть.
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +58
0
Социальные сети: Facebook, Twitter, Instagram, TikTok, VKontakte, Одноклассники, Telegram. Существуют также форумы и сообщества, например: 4chan, 8chan, Reddit (в частности, разделы r/The_Donald и r/
Автор: Кирилл Пальчун, Воронеж , 24 Январь, 2025
Странно!!! Студентке педагогического ВУЗа знает как бороться с враждебными ресурсами, а РОСКОМНАДЗОР - нет. Это по меньшей степени вызывает удивление, а по большому счету - недоверие и убеждение в том, что многие чиновники не на своем месте.
Прекрасная работа. Жаль, что ее содержание не кому ОЦЕНИТЬ из власть предержащих.
Автору РЕСПЕКТ.
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +59

Написать комментарий
меньше | больше

busy
Обновлено ( 28.01.2025 17:20 )  
Ты здесь: Главная Главная АНАЛИЗ КОНТЕНТА ЭКСТРЕМИСТСКИХ ГРУПП В ИНТЕРНЕТЕ