Молодежь и Чистый Интернет

Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

Боевое крещение авиаэскадрильи "Нормандия", состоявщей из французских летчиков (1 апреля 1943 г.)

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

"Я с французом дружил, не забыть наших встреч

Там, где Неман несёт свои воды.

Там французские лётчики в дождь и туман

По врагу наносили удары,

А советские парни в рядах партизан

Воевали в долине Луары."

Е. Долматовский

В марте 1942 года французский национальный освободительный комитет «Сражающаяся Франция» обратился к властям Советского Союза с предложением направить в СССР группу французских лётчиков и авиационных механиков для участия в боевых действиях против Германии. 25 ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. Эскадрилья была сформирована 4 декабря в Иванове. По желанию личного состава военному соединению было присвоено наименование провинции «Нормандия», которая больше всех пострадала от фашистских захватчиков. Личный состав эскадрильи состоял из 72 французских добровольцев (14 лётчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиамехаников. Эскадрилья была укомплектована истребителями Як-1, позднее Як-9 и Як-3. 22 марта 1943 года все 14 «яков» эскадрильи «Нормандия», командиром которой стал майор Жан-Луи Тюлян, приземлились на прифронтовом аэродроме в двадцати километрах от г. Калуги. Боевое крещение "Нормандия" получила на орловском направлении, где она одержала несколько побед. 1 апреля начались боевые вылеты. И уже на пятый день французские летчики Дюран и Прециози, сопровождавшие группу наших бомбардировщиков Пе-2, открыли счет победам, сбив два немецких истребителя «Фокке-Вульф-190». Через несколько дней были сбиты еще два фашистских самолета. Но был открыт счет и потерям «Нормандии». "Нормандия" стала регулярно участвовать в выполнении боевых задач. В схватках с врагом французские летчики приобрели опыт и еще больше закалили свою волю к борьбе. После непродолжительной подготовки и освоения личным составом боевой техники она была отправлена на Западный фронт. Тридцать боевых самолето-вылетов и пять сбитых самолетов противника при трех потерянных (лейтенанты Р. Дервиль, А. Познанский, И. Бизьен) со своей стороны – были итогом первого боевого испытания эскадрильи "Нормандия". Начавшееся боевое содружество французских и советских авиаторов крепло с каждым днем. Постоянное общение и совместные бои сблизили их и крепко сдружили. Сопровождая в полете бомбардировщиков или штурмовиков, "нормандцы" всегда надежно охраняли их от атак немецких истребителей. В середине апреля эскадрилья была перебазирована в район Мосальска и включена в состав 303-й авиационной истребительной авиадивизии1-й воздушной армии, которой командовал Герой Советского Союза генерал Георгий Захаров. Тогда-то и родилась эмблема эскадрильи, объединившая старинный герб Нормандии – два золотых льва на красном поле – и белую, похожую на молнию стрелу, украшавшую борта истребителей 303-й авиадивизии. «Яки», на которых летали французские пилоты, отличались от наших лишь носовой частью, окрашенной в цвета национального французского флага. Появление лётчиков «Нормандии» на советско-германском фронте вызвало в Берлине бешеную злобу. Гитлеровский фельдмаршал Кейтель подписал в мае 1943 года специальный приказ, в котором предписывалось расстреливать пленных французских летчиков без суда, а также принимать самые строгие меры в отношении членов их семей и всех, кто помогал лётчикам бежать из оккупированной Франции. «Нормандия» стала для «Люфтваффе» объектом целенаправленной охоты. Но это не подорвало боевого духа французских патриотов, а, напротив, усилило их стремление отомстить фашистам за свою поруганную страну. Это наглядно подтвердилось в ходе Орловско-Курской битвы, когда летчики эскадрильи уничтожили 30 вражеских самолетов. Всего за первый период участия в боевых действиях, продолжавшийся с апреля по октябрь 1943 года, французские лётчики сбили 77 и повредили 18 немецких истребителей и бомбардировщиков. 5 июля 1943 года, после прибытия подкрепления, на базе эскадрильи был сформирован 1-й истребительный авиаполк, который отличился в операции по освобождению Смоленска. В состав авиаполка входили уже три эскадрильи, носившие названия трёх главных нормандских городов: «Руан», «Гавр» и «Шербур». В последующих сражениях над Прибалтикой, а затем и в небе Восточной Пруссии летчики «Нормандии» показали возросшее мастерство группового боя, существенно увеличив число побед и сократив свои потери. Так, за один лишь день 15 октября 1944 года французские летчики сбили 29 фашистских самолетов, вернувшись на базу, не потеряв ни одной своей машины. 28 ноября 1944 года, за боевые заслуги и проявленное мужество во время воздушных сражений в период боёв по освобождению Литвы и при форсировании реки Неман приказом Верховного Главнокомандующего советскими Вооружёнными Силами полку было присвоено почётное наименование «Неманский», и он стал называться «Нормандия – Неман». Полк принимал участие в Курской битве в 1943 году, Белорусской операции в 1944 году, в боях по разгрому немецких войск в Восточной Пруссии в 1945 году. За освобождение Восточной Пруссии к французским наградам на знамени полка прибавился и советский орден Боевого Красного Знамени. В знак уважения и признательности к посланцам французского народа полк был оснащён новейшими самолетами – «Як-3», которые, по оценке французских летчиков, были лучшими истребителями Второй мировой войны. Ещё одним примером такого же отношения к нашим французским союзникам стало размещение «Нормандии – Неман» на аэродроме Гросс-Кальвайтхена в только что освобожденной от фашистов части Восточной Пруссии. Авиаполк «Нормандия – Неман» стал, таким образом, первым французским боевым подразделением, вступившим на территорию гитлеровской Германии. За время пребывания на советско-германском фронте с 22 марта 1943 г. по 9 мая 1945 г. полк прошел славный боевой путь от Подмосковья до главного города Восточной Пруссии Кенигсберга. Его летчики в общей сложности совершили 5240 боевых самолето-вылетов, провели 869 воздушных боев, в которых сбили 268 и подбили 80 немецких самолетов. Кроме того, атакуя наземные объекты, они уничтожили значительное количество живой силы и боевой техники врага. В День Победы над фашистской Германией глава французской военной миссии в СССР дивизионный генерал      Э. Пети послал летчикам полка "Нормандия–Неман" поздравительную телеграмму. В ней сообщалось: " Летчики "Нормандии"! Горячо поздравляю Вас по случаю победы. Вместе с нашими доблестными советскими товарищами Вы и те, кто пал на поле чести, прекрасно выполнили возложенную на Вас задачу. Вы всегда храбро сражались. Своей отвагой и своим знанием дела Вы сумели создать крепкие узы дружбы и братства по оружию с советскими товарищами. Во имя службы и во имя блага Франции Вы хорошо служили Родине и Вы вписали славную страницу в ее историю…". О боевых делах полка "Нормандия–Неман" красноречиво говорили сверкающие на его знамени две советские и четыре французские награды: ордена Красного Знамени, Александра Невского, Почетного легиона, Крест Освобождения, Крест войны с шестью пальмами и Военная медаль. 96 летчиков, проходивших службу в полку "Нормандия–Неман", были награждены 112 орденами Советского Союза, а четверо из них лейтенанты Марсель Альбер, Ролан де ля Пуап, Жак Андрэ и, посмертно, командир третьей эскадрильи «Шербур» Марсель Лефевр удостоены высшей военной награды – звания Героя Советского Союза. Многие летчики полка получили боевые ордена и медали Франции. По решению Советского правительства, самолеты и авиационное вооружение, которыми французские летчики умело и успешно пользовались на советско-германском фронте, в качестве дара Советского Союза были переданы Франции. 20 июня 1945 г. полк "Нормандия–Неман" завершил свой перелет на самолётах Як-3 из СССР во Францию, который продолжался 6 дней, и произвёл посадку на пригородном парижском аэродроме Бурже. Одновременно с передачей 41 самолета Як-3 по решению Государственного Комитета Обороны СССР летному составу и семьям погибших французских летчиков было выдано денежное вознаграждение за все время пребывания на советско-германском фронте. 20 июня 1945 года французские лётчики на 41 боевом самолёте Як-3, переданных Советским Союзом в дар Франции, вылетели на родину. За все время пребывания на советско-германском фронте полк потерял 42 летчика. В 1956 году в Москве установлен мемориал с именами всех погибших лётчиков, а в 1964 году на Введенском кладбище на могиле французского лётчика, останки которого были найдены в Орловской области, был установлен памятник Неизвестному лётчику полка Нормандия– Неман. «Нормандия–Неман» навечно стала символом дружбы российского и французского народов.   К 60-летнему юбилею создания легендарного соединения «Нормандии–Неман» – и для ветеранов авиаполка, и для почётных гостей – была выпущена Памятная медаль. Их всего пятьдесят. На лицевой стороне надпись на двух языках «Авиаполк «Нормандия – Неман», в центре – наш легендарный «як-3», на котором летали французские лётчики. На обратной стороне по кругу все основные места дислокации авиаполка во время войны. Символом этого братства стал и памятник в честь «Нормандии–Неман» в Лё Бурже, увековечивший французского пилота и русского авиамеханика. Мемориал открыли в сентябре 2006 года. 10 октября 2007 года в Москве, в сквере Лефортово, был открыт подобный мемориал. Ранее памятники лётчикам были установлены в месте последних боёв полка во время Второй мировой войны: в Калининграде и в Полотняном заводе в Калужской области.

 

 

Комментарии (0)Add Comment

Написать комментарий
меньше | больше

busy
Обновлено ( 28.04.2010 00:35 )  
Ты здесь: Главная